Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Киру Найтли не задушишь, не убьешь. Павел Матяж – о фильме «Бостонский душитель»

27 марта 2023, 10:51
Киру Найтли не задушишь, не убьешь. Павел Матяж – о фильме «Бостонский душитель»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Российские пираты захватили новейший триллер от продюсера Ридли Скотта о журналистском расследовании серии убийств, которое оказалось не по зубам бостонской полиции.

«Бостонским душителем» называли Альберта де Сальво, серийного маньяка, орудовавшего в Бостоне в середине 1960-х. Представляясь курьером, сантехником или сотрудником домоуправления, он проникал в жилища одиноких женщин, душил их, а после этого завязывал на шее жертвы бант из ее собственного чулка. Таким образом он убил по меньшей мере 13 человек, был пойман, осужден на пожизненное заключение и умер в тюрьме. Де Сальво стал настоящей сенсацией, одним из самых известных маньяков США, про него писали книги и снимали кино. А примерно лет через 50 выяснилось, что это был не он. В 2013-м полицией Бостона была проведена экспертиза ДНК, которая выявила причастность де Сальво лишь к одному из трагических эпизодов. Личность того, кто задушил остальных женщин, с тех пор является такой же неразрешимой загадкой, как убийство Кеннеди или перевал Дятлова.

Вероятнее всего, именно последнее обстоятельство стало причиной того, что режиссер и сценарист Мэтт Раскин осмелился предложить новую трактовку этого сюжета продюсерской компании Ридли Скотта. True Crime сейчас на топе и с каждым годом становится все популярнее. Раскин получил зеленый свет на свой проект после громкого успеха сериала Дэвида Финчера «Охотники за разумом».

В 21 веке Финчер считается корифеем триллера, новым Хичкоком. С автором таких фильмов, как «Семь», «Игра», «Комната страха», «Зодиак» и «Исчезнувшая», сегодня никто не смог бы конкурировать всерьез. Поэтому Раскин даже не пытался, а оттолкнулся от финчеровских фильмов и использовал их как референс — главными героями «Бостонского душителя» стали не полицейские и не сам маньяк-убийца, а журналисты, сотрудники печатного издания. Так же как в «Зодиаке». Мэтт просто поменял им пол и добавил таким образом своему винтажному детективу актуального феминизма.

Его острием в «Бостонском душителе» является Кира Найтли. Британская актриса прекрасно зарекомендовала себя, играя в разной степени исторических фильмах от «Пиратов Карибского моря» и «Короля Артура», с которых она начинала свою карьеру, до «Игры в имитацию», «Колетт» или фильма «Последствия», в которых снимается в последнее время. Строгие деловые костюмы журналистки газеты Boston Record American Лоретты Маклафлин сидят на ней как влитые.

Миссис Маклафлин не очень интересует роль примерной жены, домохозяйки и матери троих детей. Бесконечные пеленки, стирка, глажка и готовка не для нее. Лоретта закончила колледж и хотела бы реализоваться как журналист, но ее строгий главный редактор Джек Маклейн (Крис Купер «Красота по-американски», «Трасса 60») не дает ей продвинуться дальше кулинарной колонки на последней странице. Там бы она и прозябала всю жизнь, описывая достоинства новых тостеров, если бы кто-то не задушил соседку ее матери, обмотав напоследок горло бедной пожилой женщины чулком.

Сопоставив некоторые факты и опросив местных патрульных, Лоретта обнаруживает дела еще двух бостонских бабушек с бантами из чулок на шее и раньше полиции объединяет их в серию, выдвигая теорию о том, что в городе орудует маньяк. Карьера героини Киры Найтли после этого идет в гору. Материал про «бостонского душителя» печатают на первой полосе, а перспективная авторка получает настоящее редакционное задание и матерую репортершу Джин Коул в помощницы. Напарницу Лоретты по журналистскому расследованию сыграла Кэрри Кун.

Кун дебютировала кино в 2014-м, как раз у Финчера в «Исчезнувшей», и с тех пор без перерыва перевоплощается в сильных независимых женщин, суровых одиноких американских теток, решающих все проблемы самостоятельно. Из популярного можно вспомнить третий сезон «Фарго» и спилберговское «Секретное досье». Но даже если бы она не появилась, следующий конфликт «Бостонского душителя» был более чем предсказуем. Ну потому что дело тут даже не в феминизме. Со времен Аль Пачино и «Схватки» успех детективного расследования несовместим со счастьем следователя в личной жизни. Брак Лоретты Маклафлин трещит по швам в строгом соответствии с жанровым каноном.

Раскин поместил свой сюжет в нишу между классическими полицейскими детективами и классическими же фильмами про журналистские расследования. Так что на «Всю президентскую рать» это похоже в не меньшей степени, чем на «Молчание ягнят». И пока голодный и заросший щетиной мистер Маклафлин (Морган Спектор – «Форс-мажоры», «Родина», «Подпольная империя») ночи напролет ждет супругу в кресле перед телевизором, а заброшенные лореттины дети рыдают в подушки, их мать-кукушка ловит маньяка в прокуренных барах со стаканом виски в руке. Грязных кабаков в «Бостонском душителе» даже больше, чем обставленных старинной мебелью жилищ бедных вдов и старых дев.

Впрочем, бабули интересуют убийцу только в первой половине фильма. Во второй он переключается на девушек помладше, добавляет в кино эротики, но ломает тем самым бостонской полиции всю логику расследования. Этот резкий переход от пенсионерок к студенткам, с одной стороны, делает бостонского душителя таким уникальным, а с другой – заставляет сомневаться в его реальности.

Еще в шестидесятые многие полагали, что от имени маньяка действовали несколько разных преступников, которые убивали своих бывших любовниц, жен или коллег по работе из разных меркантильных соображений, никак не связанных с психическим расстройством, а потом пытались направить полицию Бостона по ложному следу с помощью банта из чулка на шее. Но в кино эта мысль озвучена впервые.

Предыдущие экранизации дела снимали по горячим следам. Первая малобюджетная картина вышла вообще в процессе расследования, в 1964-м, когда главный подозреваемый де Сальво был еще на свободе. А знаменитый фильм Ричарда Флейшера, где маньяка сыграл Тони Кертис, а следователя — Генри Фонда, — в 1968-м. И в том и в другом случае у сценариста и режиссера не было сомнений в том, что душитель — один человек, безумный психопат, помешанный на чулках и старушках. И только Кэрри, Кира и их сценарист и режиссер Мэтт Раскин, имея в своем распоряжении гораздо больше информации для анализа, включают в круг подозреваемых чуть ли не все мужское население Бостона. «Мужчины убивают женщин», — говорят они. «Это просто так не кончится».

Мрачная атмосфера и пессимизм авторов по поводу мужчин, женщин и общества в целом снова возвращают нас к Дэвиду Финчеру. Но не стоит считать «Душителя» этаким «Зодиаком» в юбке, с Кирой Найтли вместо Джейка Джилленхолла и Кэрри Кун вместо Дауни-младшего. У триллера Раскина множество достоинств помимо безупречных нарядов Найтли. Обставленное по всей форме настоящее журналистское расследование выглядит даже более достоверно, чем в сумрачном и тягучем шедевре Финчера. Во всяком случае, оно почти в два раза короче.

Удачного просмотра.