Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Киану попал в ад и обжился там. Павел Матяж — о фильме «Джон Уик 4»

24 марта 2023, 12:53
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Американские кинокомпании Summit Entertainment, Thunder Road Pictures, 87Eleven Entertainment и 87North Productions не присоединились к антироссийским санкциям, а значит, квадриквел о приключениях белорусского наемного убийцы в исполнении Киану Ривза выходит в РФ. Даже раньше, чем в США.

После выхода в 2014 году первой части боевика «Джон Уик» многие критики развивали конспирологическую теорию о том, что фильм Чада Стахелски и Дэвида Литча является неавторизованным спин-оффом «Матрицы». Мрачным анекдотом о том, как Нео и Морфеус попали в ад и теперь обречены жить вечно в окружении грешников, покрытых тюремными татуировками и наряженных в похоронные костюмы и черный латекс. Из царства теней, где царит бесконечная ночь и всегда идет дождь, нет выхода. Обитающих здесь русских бандитов, гарлемских гангстеров, итальянских мафиози, японских якудза и прочих нельзя спасти. Это преисподняя, тут осуществляется приговор, который не подлежит обжалованию. Единственное, что остается разжалованному Спасителю, это убивать.

«Джон Уик 4» соответствует этой теории даже сильнее, чем предыдущие три. Он начинается с цитаты из «Божественной комедии», а в следующие два с половиной часа местные герои и злодеи будут вспоминать бессмертный текст Данте Алигьери при каждом удобном случае.

За девять лет в аду Нео изрядно постарел. Но продолжает подрывать устои и идет против системы. Даже получив издевательское прозвище «Баба-яга» и белорусские корни, Киану действует так же, как его персонажи из «Матрицы», «Константина», «Скорости», «Джонни-мнемоника» и многих других героических боевиков, в которых он переиграл за сорок лет кинокарьеры. Машинально, вероятно, по наитию.

В 2023 году к нему в преисподнюю попали «Пеннивайз» Билл Скарсгард, а также «Ип Ман» Донни Йен и главный японский киносамурай современности Хироюки Санада. Первый играет нового главного злодея франшизы, молодого аристократа из французского криминального клана по кличке Маркиз. А двое других — старинных друзей Джона Уика, бывших напарников из кровавой прошлой жизни, которую никто из них не помнит. Расстановка сил напоминает о второй «Матрице»: противником Нео там тоже был француз, возомнивший себя аристократом, а союзником — молчаливый клон Брюса Ли.

Для Нео это просто очередной круг ада, четвертая попытка добраться до Правления Кланов, а для Донни и Хироюки — шанс спасти дочерей. Хотя едва ли им удастся вытащить своих красавиц из огненной геенны, в которой они все оказались. Все это не более чем условности сценария, ставки, которые необходимо установить, чтобы зрителю было комфортнее сочувствовать героям. А традиция сопереживать безутешным отцам и их обольстительным дочкам восходит аж к «Риголетто», опере Верди, написанной по мотивам пьесы Гюго, запрещенной французской цензурой, как подрывающей авторитет королевского двора.

Впрочем, в поисках метафор и подтекстов, скрывающихся за сюжетом четвертого «Уика», не стоит копать слишком глубоко. Структура этой истории предельно проста и напоминает компьютерную игру. У протагониста есть главный квест и несколько вспомогательных. В каждом следующем эпизоде фильма он перемещается в новую локацию: из подвала в Гарлеме в аравийскую пустыню, оттуда — в футуристический Токио, потом — на рейв в Берлин, а в конце престарелого белорусского киллера ждет восхождение по циклопической лестнице, ведущей на вершину холма Монмартр, и поединок с финальным боссом у базилики Сакре-Кёр.

Сакре-кёр переводится как «Сердце Христово», но для друзей-каскадеров Стахелски и Литча форма всегда значила больше, чем содержание. И в своей версии «Матрицы», из которой вытащили всю научную фантастику и буддистскую философию, а оставили только костюмы, спецэффекты и гонконгские боевые искусства, они смогли достичь совершенства. В 2014 году многие смеялись над этим каскадерским карнавалом смерти, примитивностью сюжета и запредельным пафосом монологов, которые произносили герои в редкие минуты между погонями, драками и перестрелками. Сегодня уже никто не смеется.

Оказалось, что фильм, целиком состоящий из экшена, тоже может быть искусством. Хоть и с маленькой буквы. Человек может быть художником в чем угодно, даже в каскадерстве. Чад Стахелски, Дэвид Литч и их старый друг Киану Ривз посвятили годы жизни постановке эффектных трюков, предельно реалистичных и физиологичных боевых сцен и так прокачались, что сегодня никто ни в Голливуде, ни на родине гонконгских боевиков не может составить им конкуренцию. Нереальная виртуозность происходящего на экране обезоруживает любого критика.

Продюсеры Lionsgate, прокатчика франшизы про Уика, уговаривали Ривза и Стахелски снимать четвертую и пятую части одновременно. Дескать, так экономнее: расходов на производство и времени будет меньше, а гонорары режиссеру и исполнителю главной роли можно сделать больше. Но ветераны решили сделать передышку. Выход пятой части «Уика» пока не анонсирован. Вместо нее выйдет сериал-приквел «Континенталь» и спин-офф «Балерина», где танец смерти вместо Киану Ривза исполнит Анна де Армас.

Каскадерская преисподняя расширяется. За четыре фильма героями франшизы стало огромное количество колоритнейших персонажей и актеров: Маркус Уиллема Дефо и Аурелио Джона Легуизамо из первой части, Кассиан Коммона и Тарасов от Петера Стормаре из второй, Зеро Марка Дакаскоса и София Холли Берри из третьей. Каждый из них достоин если не сериала, то персонального спин-оффа. Кто вообще сказал, что кругов ада должно быть только девять?

Удачного просмотра.

Павел Матяж