Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Идеальный ужас. Павел Матяж — о фильме «Крик-6»

17 марта 2023, 12:01
Идеальный ужас. Павел Матяж — о фильме «Крик-6»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Российские пираты захватили шестую часть культовой слэшер-франшизы, которая продолжает успешное существование и после смерти своего основателя Уэса Крэйвена.

Очень многие хоррор-франшизы, которые процветали в вэхаэсные и дивидишные времена, не смогли адаптироваться к новой реальности потоковых сервисов. «Крик» на их фоне выглядит достойно — его первая часть оставалась самым коммерчески успешным фильмом ужасов в истории аж до 2018 года, пока ее не сдвинул с пьедестала перезапуск «Хэллоуина». Именно сумасшедшие 255 485 178 $, которые заработали в прокате новые приключения Майкла Майерса, заставили голливудских продюсеров Джеймса Вандербилта, Пола Найнштейна и Уильяма Ширака призадуматься о возрождении и своей конкурирующей франшизы. После смерти в 2015 году ее отца-основателя шансы на это были даже более чем призрачные.

В итоге постаревшие, но не утратившие былого задора Дэвид Аркетт, Кортни Кокс и Нив Кэмпбелл снова ринулись в погоню за Призрачным лицом в 2022-м. Понабрали, конечно, и молодежи, симпатичных девочек и мальчиков, чтобы маньяку было кого кромсать и резать на части. Каст оказался удачным, особенно в своей латиноамериканской части, а вот касательно убийств и кровищи режиссеры нового «Крика» Мэтт Беттинелли-Олпин и Тайлер Джиллетт как будто осторожничали. Осторожничали и зрители — 140 млн не назовешь катастрофическим провалом, но и в сенсационный успех не запишешь.

Денег оказалось достаточно для того, чтобы вернуть Кевина Уильямсона, бессменного сценариста и соратника Крэйвена, а вот на Нив Кэмпбелл — не хватило. В связи с этим «Крик-6» делает ставку не на хранителей традиций из девяностых, а на новую кровь. В основном на малышку Ортегу, которая после успеха в образе Уэнсдей из одноименного сериала превратилась в большую звезду. Этот ее новый статус обнаружился уже после того, как съемки «Крика» были закончены, и не успел сказаться на гонораре, однако серьезно повысил шансы фильма на кассовый успех. Может быть, продюсеры найдут какой-то альтернативный способ отблагодарить свою новую королеву крика. Старт у них получился очень и очень хороший — что-то около 70 млн за первый уикенд.

Пятый «Крик» позиционировался как глобальный перезапуск — продюсеры перечеркнули четыре эпизода папочки Крэйвена и начали с чистого листа, избавив наименование своего фильма от серийного номера. Он снова назывался просто «Крик» без всяких цифр. Однако в шестой части, после возвращения Уильямсона, вернулась и сквозная нумерация, и шестой «Крик» — официально «Крик-6».

Это не просто прихоть нового/старого сценариста и продюсера. Вместе с номером франшиза вернула себе память. Новый маньяк в призрачной маске и его новые жертвы чтят традиции старых слэшеров и постоянно обсуждают в кадре «Кошмар на улице Вязов», «Пятницу 13-е», «Кэндимэн», «Хэллоуин», и в особенности сам «Крик». Разные пасхалки, отсылки и разрушающие четвертую стену метамодернистские монологи, когда герои фильма в режиме онлайн комментируют собственные действия и мотивацию с точки зрения продюсеров, режиссера и автора сценария этого самого фильма, в «Крике» бывали и раньше, но теперь из эпизодических синефильских шуточек для посвященных это стало полноценной частью сюжета.

На этот раз маньяк — не просто свихнувшийся на ужастиках фермер из Мичигана, а в некотором смысле профессионал, студент кинематографического факультета и крупный специалист по слэшерам (не сочтите это за спойлер — маньяков в «Криках» всегда было несколько; одного из них Уильямсон, разрушая все каноны, сдает зрителям уже в самой первой сцене). Он оставляет на местах преступлений маски злодеев из предыдущих серий. А одной из ключевых локаций фильма на полном серьезе является музей «Крика», в котором выставлены все орудия убийства, одежда, какие-то важные для франшизы артефакты, скрупулезно перечислены все маньяки, в разные годы скрывавшиеся под призрачной маской, все их жертвы и многое-многое другое.

Расположен этот музей, понятное дело, в Нью-Йорке, где концентрация музеев на квадратный метр превышает все мыслимые пределы. Сестры Карпентер (Мелисса Баррера, Дженна Ортега) и их друзья (Мейсон Гудинг, Майки Мэдисон, Джасмин Савой Браун), выжившие после встречи с маньяком в пятой серии, переехали в финансовую и культурную столицу США, чтобы все забыть и получить высшее образование. Однако от призрака не спрячешься, просто сменив номер телефона и место проживания. В «Большом яблоке» больше народа, а значит, еще больше крови, жертв, убийств и всего остального.

За первые двенадцать минут тут убивают троих, и в остальные два часа маньяк не сбавляет обороты. Чисто технически это даже более изобретательно и кроваво, чем в оригинальных сериях из 1990-х. Убийства весьма дотошно и натуралистично детализированы, жертвы вопят, кровища хлещет, на экране кишки и мозги. Призрачное лицо экспериментирует: кроме кухонных ножей и прочих колюще-режущих предметов он использует различное огнестрельное оружие и даже душит некоторых избранных голыми руками.

Кричащая франшиза перестала испуганно оглядываться на тени великих предков, нашла свою игру и прекрасно себя чувствует без Крэйвена, Нив Кэмпбелл и Дэвида Аркетта. С Кевином Уильямсоном во главе и Дженной Ортегой в качестве секретного ингредиента «Крик-6» выглядит как идеальный сиквел, дерзкий, напористый, технологичный и уверенно глядящий в будущее. Так давайте же глядеть на него в ответ.

Удачного просмотра.