Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Доисторический боевик про попаданцев с Адамом Драйвером. Павел Матяж – о фильме «65»

13 марта 2023, 10:40
Доисторический боевик про попаданцев с Адамом Драйвером. Павел Матяж – о фильме «65»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Российские пираты завладели копией нового голливудского фильма, в котором один из самых востребованных актеров современности сражается с динозаврами мелового периода.

Пилот космического корабля Милс (Адам Драйвер) вместе с женой и дочерью нежится на живописном уединенном пляже вымышленной планеты Сомарис (cложно сказать, почему ее решили назвать именно так. Может, из-за созвучности со знаменитым Солярисом, на котором тоже было все в порядке с океанами, а может, оттого, что здесь, так же как на планете Лема/Тарковского, все не то, чем кажется). Но семейная идиллия оказывается иллюзией – дочь космолетчика смертельно больна. Чтобы спасти ребенка, Милс должен отправиться в долгое и опасное путешествие, а социальная драма на этом заканчивается и превращается в приключенческий боевик.

Роберт Макки считал приключенческий боевик самым сложным жанром для сценариста, поскольку он полностью изжил себя еще в прошлом тысячелетии. Авторам из XXI века приходится выворачиваться наизнанку, чтобы предложить зрителям что-то, чего они не видели уже тысячу раз. С другой стороны, в приключенческом боевике слишком многое зависит от следования канонам: adventure не adventure без зыбучих песков, высоких гор, бурных рек, водопадов, бегства по пересеченной местности от жестоких бандитов / диких индейцев / кровожадных хищников, романтических ночевок у костра в тропических лесах / безжизненных пустынь / древних пещер или поединков с финальными боссами на фоне бушующих ураганов / извергающихся вулканов / метеоритных дождей. Если зрители не увидят этого, они, вероятнее всего, уйдут разочарованными.

Режиссеры-дебютанты Скотт Бек и Брайан Вудс, известные как сценаристы дилогии «Тихое место», возможно, не до конца понимали, во что ввязываются. Однако постарались разнообразить сеттинг, локации и обстоятельства своего приключения, насколько хватило фантазии.

Суперпродвинутый исследовательский корабль сомарисян попадает в пояс астероидов, разлетается на части и сгорает в атмосфере неизвестной планеты. В живых остаются только Милс и не говорящая по-сомарисянски девочка, которая временно заменяет героическому капитану его потерянную дочь и дает стимул бороться и искать способ выжить, чтобы выбраться из передряги.

Терра инкогнита, естественно, оказывается нашей старушкой-Землей в период своей бурной молодости, в конце мелового периода, 65 миллионов лет назад. Угроз и опасностей на ней в те легендарные времена было ничуть не меньше, чем сейчас. Там и тут из-под земли рвется раскаленная лава и гейзеры, в воздухе то и дело формируются торнадо, а по доисторическим лесам и болотам бродят, ползают, летают и плавают динозавры всех видов, пород и размеров.

Впрочем, тем динозаврам недолго осталось. 65 миллионов лет – не какая-то абстрактная дата, взятая Беком и Вудсом с потолка. Именно столько лет назад, по мнению ряда ученых, в Землю ударил внушительного размера астероид, который стал причиной ледникового периода, уничтожившего динозавров и освободившего место для разных мелких пернатых и волосатых теплокровных и млекопитающих, а впоследствии и человека.

Все это никоим образом не касалось бы двух несчастных инопланетян, если бы в момент эпического столкновения Земли с небесным телом они по воле сценаристов не оказались на ее поверхности вместе с миллиардами обреченных ископаемых. Так что даже если Милсу и его молчаливой спутнице удастся увернуться от торнадо, не сгореть в вулкане и не попасть на ужин тиранозавру, им в конце концов придется иметь дело с астероидом. В референсах тут не только богоискательская фантастика Ридли Скотта и «Парк Юрского периода» Стивена Спилберга, но и разная апокалиптика от «2012» до «Не смотрите наверх».

Апокалиптические видения современных киношников все чаще визуализируются на экранах наших кинотеатров или, в данном случае, домашних компьютеров. «65» наполнен такими видениями до отказа: адское пламя рвется из недр земли и смешивается с небесным огнем метеоритов, все летит, горит и взрывается (оптимальнее всего наблюдать за этим на большом экране, конечно). Но, к счастью, конец света – не единственное, что занимает его режиссеров. И как бы серьезно Бек и Вудс ни подходили к природным катаклизмам и доисторическим монстрам, главное в их фильме – не компьютерная графика и гигантские CGI-рептилии на зеленом фоне, а человеческие взаимоотношения, за которые отвечает актерский дуэт Адама Драйвера и Арианы Гринблатт (фанаты MCU могли запомнить ее по роли маленькой Гаморы в «Войне бесконечности»). Хотя главным драйвером «65», при всей горячей симпатии и наилучших пожеланиях, является вовсе не малышка Арианна.

В 2021-м одновременно три фильма с Адамом Драйвером претендовали на фестивальные награды: «Аннетт» получил главный приз в Каннах, «Последнюю дуэль» и «Дом Гуччи» номинировали на «Золотой глобус» и еще десяток премий. А вот в прошедшем году Адама было сложнее увидеть на красных дорожках – единственная его кинокартина 2022-го «Белый шум» пролетела мимо всех фестивалей. То же самое его ждет и в 2023-м. Единственное, чем сегодня Драйвер может потешить свои амбиции, – возможность отобрать титул «Отец года» у Педро Паскаля (в последние годы харизматичный чилиец только и делает, что таскается по пустынным ландшафтам в компании разных детей).

Ну а еще, наверное, осознанием того, что все, на чем основана маркетинговая стратегия продюсеров и дистрибьюторов фильма «65», это физиономия Адама Драйвера на баннерах и плакатах. Такие монокартины, сделанные вокруг одной-единственной звезды, сегодня большой риск и большая редкость. Чтобы привлечь зрительские миллионы, нужно человек 5–7 уровня Брэда Питта и Джорджа Клуни. И вот в 2023 году выходит фильм, где в титрах указано всего четыре человека, у двоих из которых по две минуты экранного времени, а третьей пятнадцать лет и она все время молчит.

Драйвер в очередной раз доказывает, что он универсальный актер, который эффективен в любом жанре и может сыграть что угодно, каким бы безумным ни был сценарий (это намек на «Белый шум») или его партнеры по площадке (шпилька в адрес «Дома Гуччи»). Он великолепен в разной степени глубокомысленном артхаусе («Патерсон», «Молчание», «Человек, который убил Дон Кихота»), убедителен в семейной драме («Брачная история»), прекрасен в доспехах («Последняя дуэль») и без («Звездные войны»). У него недюжинный комедийный талант («Удача Логана», «Черный клановец», «Мертвые не умирают»). А в «65» Драйвер обнаруживает удивительную самодостаточность. Практически в одиночку и практически без реплик, на одной физиологии, общаясь жестами, бегая и стреляя из лазерной винтовки по динозаврам, он выносит на себе все полтора часа этого странного фильма. И маленькую девочку в придачу.

Фанаткам Кайло Рена, вероятно, трудно будет это принять, но их кумир все реже и реже будет получать роли демонических героев-любовников и все чаще – страдающих разведенных папаш. «65» при всей комиксовости своего замысла вполне вписывается в этот новый для Адама контекст. В действительности это, конечно, не про динозавров и инопланетян и не про конец света. А про заработавшегося отца семейства, упустившего свой шанс посмотреть, как взрослеют дети, и неожиданно получившего его назад. С другим ребенком, в другом времени и на другой планете, но тем не менее.

Удачного просмотра.