Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Идеальная катастрофа Сарика Андреасяна. Павел Матяж – о фильме «На солнце, вдоль рядов кукурузы»

9 марта 2023, 14:40
Идеальная катастрофа Сарика Андреасяна. Павел Матяж – о фильме «На солнце, вдоль рядов кукурузы»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В российский прокат выходит девятнадцатый фильм Сарика Гарниковича Андреасяна. На этот раз внимание режиссера привлекло «Чудо в кукурузе», знаменитая аварийная посадка пассажирского лайнера «Уральских авиалиний» на подмосковное поле 15 августа 2019 года.

Маленький Дамир Юсупов и его усатый и мужественный папа под сентиментальное фортепиано идут по залитому солнечным светом ангару и говорят о высоком.

— Ты хочешь отправиться с нами в небо или останешься здесь на земле, Дамир?

— Конечно я хочу с вами, папа!

Отец и сын садятся в вертолет, запускают двигатели и готовятся взлетать. В следующую секунду Дамиру уже за сорок, его играет Егор Бероев, и он падает на кукурузное поле вместе со своим самолетом, 233 пассажирами и членами экипажа.

Фильмы об авиакатастрофах часто начинаются непосредственно с самого происшествия и оглушают зрителя шокирующей экшен-сценой, чтобы потом обстоятельно рассказать о том, что к этому привело. Так начиналось недавнее «Крушение» с Джерардом Батлером, «Экипаж» с Дензелом Вашингтоном и, конечно, «Чудо на Гудзоне» — фильм-катастрофа Клинта Иствуда 2016 года с Томом Хэнксом в главной роли, с которым андреасяновский «На солнце, вдоль рядов кукурузы» сравнивают чаще всего.

Идеальная катастрофа Сарика Андреасяна. Павел Матяж – о фильме «На солнце, вдоль рядов кукурузы»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Чудо на Гудзоне», режиссер Клинт Иствуд, США, 2016 год

Эти фильмы обречены на сравнение, так же как были обречены на сравнение происшествия, ставшие причиной их появления. Чудо на Гудзоне и Чудо в кукурузе в некотором смысле авиакатастрофы-близнецы. Совпадают и марка самолета, и обстоятельства аварии, и ее бескровный итог.

Идеальная катастрофа Сарика Андреасяна. Павел Матяж – о фильме «На солнце, вдоль рядов кукурузы»
Фото: kinopoisk.ru

В обоих случаях пассажирские аэробусы через 90 секунд после взлета угодили в стаю птиц (только на Гудзоне это были канадские казарки, а в Раменском — чайки-хохотуньи, расплодившиеся вокруг столичных городских свалок) и потеряли в результате столкновения с пернатыми оба двигателя. В обоих случаях пилоты проигнорировали указания диспетчеров возвращаться в аэропорт и приняли нестандартное решение (Салли посадил свой аэробус на воду, а Дамир — на кукурузное поле). В обоих случаях их решение оказалось верным в смысле спасения жизней пассажиров и команды, но в обоих случаях стоило авиакомпаниям самолета и многомиллионных компенсаций выжившим.

Идеальная катастрофа Сарика Андреасяна. Павел Матяж – о фильме «На солнце, вдоль рядов кукурузы»
Фото: kinopoisk.ru

Сарик Гарникович никогда не гнушался обширных заимствований и творческих переосмыслений западных референсов («Беременный», «Тот еще Карлосон», «Робо», «Непрощенный», «Мамы», «Что творят мужчины» и многое другое). Логично было бы предположить, что Андреасян и в этот раз просто адаптирует уже готовый фильм Иствуда под российскую специфику. Заменит Тома Хэнкса Егором Бероевым, зимний Нью-Йорк — летней Москвой, гудзонскую воду — русской кукурузой, и вперед.

Идеальная катастрофа Сарика Андреасяна. Павел Матяж – о фильме «На солнце, вдоль рядов кукурузы»
Фото: kinopoisk.ru

На первый взгляд это так и выглядит: российский фильм-катастрофа всего на шесть минут короче своего американского аналога, их открывающая и финальная сцены очень похожи. Но те полтора часа, которые находятся между ними, отличаются, как небо и земля. Никому не придет в голову обвинить Сарика в плагиате. «Кукуруза» — стопроцентный фильм Андреасяна, сделанный в ему одному подвластном формате «доброго кино».

Идеальная катастрофа Сарика Андреасяна. Павел Матяж – о фильме «На солнце, вдоль рядов кукурузы»
Фото: kinopoisk.ru

Хомо сапиенс сто тысяч лет, а то и больше, просидели в пещерах у костра, рассказывая друг другу сказки, пять тысяч лет назад они изобрели письменность и стали записывать все это, две с половиной тысячи лет назад у них появился театр, сто лет назад — кино, восемьдесят лет назад — телевидение. Все это время люди формулировали принципы создания драмы, сторителлинга. Но Сарику Андреасяну все их знания ни к чему. «На солнце, вдоль рядов кукурузы» настолько позитивный фильм, что обходится вообще без какого-либо конфликта, без отрицательных персонажей. Ему не нужны плохие парни как антитеза хорошим, ведь они создают проблемы. А зачем нам проблемы?

Идеальная катастрофа Сарика Андреасяна. Павел Матяж – о фильме «На солнце, вдоль рядов кукурузы»
Фото: kinopoisk.ru

У Дамира Юсупова нет врагов ни на земле, ни в небе. Его экипаж — лучшие люди в России и вообще на планете, молодые, подтянутые, улыбчивые, красавицы и красавцы. Они обожают своего капитана. Пассажиры им под стать. Как роботы Айзека Азимова. Добрые, веселые, симпатичные мужчины и женщины, старики и дети. Они не впадают в панику и не кричат даже в минуту смертельной опасности, когда сраженный чайками и потерявший управление аэробус падает в кукурузу. Все, что они испытывают к Дамиру и его авиакомпании после падения, — это беспредельная благодарность, уважение и любовь. Ну, еще гордость за страну, которая не переставая рожает таких вот героев.

Идеальная катастрофа Сарика Андреасяна. Павел Матяж – о фильме «На солнце, вдоль рядов кукурузы»
Фото: kinopoisk.ru

Тут можно, конечно, спросить, а может быть, все так и было? Идеальный летчик в идеальном самолете в окружении идеальной команды и пассажиров попадает в идеальную аварию, да и то только затем, чтобы потом об этом можно было снять идеальное кино. Идеальный президент вручает героическому летчику орден, а чиновники из Росавиации и следственного комитета аплодируют стоя, вместо того чтобы расследовать причины катастрофы. Может, все это правда? Зачем выдумывать конфликты, грязь какую-то искать, если все было так классно?

Идеальная катастрофа Сарика Андреасяна. Павел Матяж – о фильме «На солнце, вдоль рядов кукурузы»
Фото: kinopoisk.ru

Но в действительности из одной только статьи в Википедии об аварийной посадке в Жуковском 15 августа 2019 года рейса U6 178 Москва — Симферополь можно извлечь столько противоречий и конфликтов, что хватило бы на сезон сериала. Ну, и если откровенно, то проблемы, которые начались у Дамира Юсупова после того, как его самолет упал в кукурузу, почти не связаны с национальной спецификой, так что Сарик напрасно испугался гипотетической возможности бросить тень на российскую авиацию и Россию в целом. У Салленбергера из «Чуда на Гудзоне» было все в точности так же.

Идеальная катастрофа Сарика Андреасяна. Павел Матяж – о фильме «На солнце, вдоль рядов кукурузы»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Чудо на Гудзоне», режиссер Клинт Иствуд, США, 2016 год

Обоим пилотам грозило уголовное преследование, расследование и суд, по итогам которых оба они могли не только лишиться работы, но и получить серьезный срок тюремного заключения. И тому и другому пришлось долгие месяцы доказывать свою невинность на мучительных заседаниях и убеждать Национальный совет по безопасности на транспорте (в американском случае) и Межгосударственный авиационный комитет и следственный комитет (в российском), что принятое ими решение было единственно верным.

Идеальная катастрофа Сарика Андреасяна. Павел Матяж – о фильме «На солнце, вдоль рядов кукурузы»
Фото: kinopoisk.ru

Клинт Иствуд построил на этом разбирательстве весь свой сюжет и в финале доказал комиссии и заодно всем зрителям, что Салли Салленбергер — герой, уникальный летчик, настоящий гений, который оказался в нужном месте в нужный момент, и если бы на его месте был кто-то другой, все бы закончилось трагедией. А Сарик Андреасян просто заметает проблемы под ковер. Он не сомневается в героизме Юсупова и поэтому в его фильме вообще нет никакого расследования. «На солнце, вдоль рядов кукурузы» реконструирует катастрофу, но очень деликатно, предупредительно отретушировав все спорные моменты.

Идеальная катастрофа Сарика Андреасяна. Павел Матяж – о фильме «На солнце, вдоль рядов кукурузы»
Фото: kinopoisk.ru

Нарисованные андреасяновскими сотрудниками компьютерные чайки на всякий случай врезаются в самолет не сразу на взлете, а несколько экранных минут спустя, чтобы экипаж нельзя было обвинить в некомпетентности, злополучные шасси аккуратно убраны по той же причине, а второй пилот, который, судя по показаниям бортовых самописцев, последние две минуты перед столкновением с землей орал матом и бился в истерике, в фильме просто не произносит ни слова.

Идеальная катастрофа Сарика Андреасяна. Павел Матяж – о фильме «На солнце, вдоль рядов кукурузы»
Фото: kinopoisk.ru

Сарик снова не удержался, залакировал и приукрасил все, до чего смог дотянуться. А то, до чего не смог, просто не попало в фильм. Очень давно и крайне последовательно он создает идеальную, потемкинскую версию России, где всегда светит солнце, люди улыбаются, повсюду царит изобилие и счастье, как на предвыборных агитационных плакатах.

Идеальная катастрофа Сарика Андреасяна. Павел Матяж – о фильме «На солнце, вдоль рядов кукурузы»
Фото: kinopoisk.ru

«На солнце, вдоль рядов кукурузы» — неотъемлемая часть этой сказочной киновселенной. Он объединяет в себе все ее обязательные элементы. Андреасяновские актеры, которые до этого играли российских эмигрантов в «Гудбай, Америке», ухаживали за маленьким роботом в «Робо» или спасались от маньяка в «Чикатило», в этот раз переместились на борт самолета и собрались слетать в Симферополь. На своих местах оператор, композитор, художники-постановщики и все остальная команда Сарика, а вместе с ними — нелепые диалоги, дурацкий грим, монтаж, спецэффекты, костюмы и многое другое, ляпы и фейлы из фильмов Андреасяна можно перечислять бесконечно.

Идеальная катастрофа Сарика Андреасяна. Павел Матяж – о фильме «На солнце, вдоль рядов кукурузы»
Фото: kinopoisk.ru

Все эти люди даже не пытались создать правдоподобную версию событий, а делали то, что умеют делать лучше всего, — снимали классический фильм Андреасяна из параллельной вселенной. Когда-нибудь «Кукурузу» обязательно будут изучать в киношколах как образец банальности, пошлости, шаблонности, истерической сентиментальности и запредельной слащавости. Но вы, конечно, можете посмотреть его уже сегодня, если не боитесь заработать диабет второго типа.

Удачного просмотра.