Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Байки из склепа. Павел Матяж – о сериале «Король и Шут»

6 марта 2023, 09:18
Байки из склепа. Павел Матяж – о сериале «Король и Шут»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
На «Кинопоиске» появились две первые серии телевизионной биографии группы «Король и Шут», в которой довольно типичные для рок-байопика гастрольные байки сочетаются со средневековым фэнтези.

Байопики музыкантов в РФ снимают не так уж редко, но есть нюанс – чтобы заслужить полноценную кинобиографию, российскому музыкальному деятелю следует родиться в 19-м веке, ну или по крайней мере не раньше середины 20-го. За нулевые и десятые российские кинематографисты успели охватить путь в искусстве таких проверенных временем исполнителей, как Федор Шаляпин, Александр Вертинский, Леонид Утесов, Петр Лещенко, Арам Хачатурян, Георг Отс, Людмила Зыкина, Владимир Высоцкий, Валерий Ободзинский, Муслим Магомаев и Валентина Толкунова.

Байки из склепа. Павел Матяж – о сериале «Король и Шут»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Шаляпин», режиссер Егор Анашкин, Россия, 2022 год

Родившиеся позднее культовые московские, питерские или уральские рокеры 1980-х и 1990-х пока не дождались персональных кинобиографий. Что уж говорить про всякую молодежь.

Байки из склепа. Павел Матяж – о сериале «Король и Шут»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Такси-блюз», режиссер Павел Лунгин, СССР, 1990 год

Впрочем, нет, две попытки сделать фильм о русском роке и рокерах отечественные кинематографисты все же сделали. Рассуждая о несуществующих байопиках наших рок-н-ролльщиков, нельзя не упомянуть относительно недавний хит Кирилла Серебренникова «Лето». Вот только при множестве неоспоримых достоинств его сложно назвать полноценным биографическим фильмом. Во-первых, его сюжет не сконцентрирован персонально на Викторе Цое или Майке Науменко – там много всего и про Бориса Гребенщикова, и про Андрея Панова из группы «Автоматические удовлетворители». А во-вторых, временной отрезок, который охватывает действие фильма, совсем небольшой – буквально одно лето. Вероятно, очень важное для Виктора Цоя, «Кино» и всей русскоязычной рок-музыки лето, но, так это или иначе, слишком многое осталось за кадром.

Байки из склепа. Павел Матяж – о сериале «Король и Шут»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Лето», режиссер Кирилл Серебренников, Россия, 2018 год

Намного сложнее классифицировать как байопик «На тебе сошелся клином белый свет» Игоря Поплаухина о последнем дне жизни героини сибирского андеграунда Янки Дягилевой. Времени у Янки в этом фильме еще меньше, чем у Цоя и Майка в «Лете». В свои последние несколько часов она даже не пытается выступать на сцене, петь песни или делать что-нибудь еще, что бы могло помочь опознать в ней легенду панк-рока. Единственная в саундтреке фильма песня Дягилевой также звучит за кадром, на финальных титрах.

Байки из склепа. Павел Матяж – о сериале «Король и Шут»
Фото: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «На тебе сошелся клином белый свет», режиссер Игорь Поплаухин, Россия, 2021 год

Новое телешоу от «Кинопоиска» о главном enfant terrible русского рока, группе «Король и Шут», в этом отношении куда обстоятельнее и куда больше напоминает типичный фильм о рок-идолах, состоящий из клише, мастерски высмеянных в комедии «Взлеты и падения: История Дьюи Кокса».

Тут все по классике. Период становления и всяческие болезни роста: юношеские прыщи, творческие неудачи, неуверенность в себе, непонимание родителей. Описание враждебной среды, сформировавшей бунтарский дух будущих звезд рока: байкеры, скинхеды, братки и даже «народники» из питерской консерватории. Обязательные гастрольные анекдоты: триумф в «Юбилейном» 1999 года, московский Sexton, концерт в Екатеринбурге (судя по картинке – в Театре оперы и балета, не меньше). Расширение сознания: пиво, водка, какие-то сложно идентифицируемые таблетки и, конечно, героин – проклятье огромного количества российских рокеров. Натуралистические сцены в туалетах и ванных комнатах, полных различных физиологических жидкостей: сперма, кал, моча, блевотина. И наоборот, описание богатого внутреннего мира, тараканов в голове героя рок-н-ролла, того, что отличает его от простых смертных: в данном случае этот момент визуализирует харизматический демон-шут с ленинской бороденкой и пеннивайзовским гримом в исполнении Евгения Ткачука, который является Горшку в особенно драматические моменты.

Байки из склепа. Павел Матяж – о сериале «Король и Шут»
Фото: kinopoisk.ru

Единственное, чего не хватает в этом джентльменском наборе байопика про рокера, так это женщины: любовницы, жены, богини, музы, дьяволицы, исчадия ада, двуличной стервы с ледяным сердцем, для и во имя которой рок-идол совершает подвиги и закатывает истерики, пишет стихи, сходит с ума, режет вены и жертвует собой. Если судить по первым двум сериям «Короля и Шута», которые доступны для просмотра на «Кинопоиске» на данный момент, дамы не оказали ровным счетом никакого влияния на творчество Князя и Горшка, никак не мешали и не помогали им, ни на что не вдохновляли и не мотивировали. Их будто не было вовсе. За исключением Князевой мамы, конечно.

Байки из склепа. Павел Матяж – о сериале «Король и Шут»
Фото: kinopoisk.ru

У Элвиса в «Элвисе», у Кэша в «Переступить черту», у Моррисона в «Дорзе», у Кертиса в «Контроле», у Вишеса в «Сиде и Нэнси», у Майка и Цоя в «Лете» и даже у Меркьюри в «Богемской рапсодии» есть женщина-муза – важнейший, краеугольный, ключевой персонаж всей истории. А у Короля с Шутом как-то нет.

Байки из склепа. Павел Матяж – о сериале «Король и Шут»
Фото: kinopoisk.ru

Чтобы заполнить брешь в драматическом повествовании, шоураннеры сериала Рустам Мосафир («Скиф») и Дмитрий Лемешев («Проект Анна Николаевна») написали параллельную сюжетную линию, в которой в фантазиях маленького Князева, сидящего в импровизированном деревянном манеже, оживают персонажи его еще не написанных текстов. В этом дополнительном нарративе Горшок и Князь оказываются в босховско-брейгелевском средневековье, снятом в стилистике ужастиков категории Б из 1980-х. Там чудеса: там леший бродит по лесу рядом с чьим-то безголовым туловищем, мужики в таверне запивают пивом человеческое мясо, а поехавший кукухой охотник трижды повторяет каждую сказанную фразу и кормит случайными путниками местных волков.

Байки из склепа. Павел Матяж – о сериале «Король и Шут»
Фото: kinopoisk.ru

Безбашенный Горшок в этом квази-фэнтези постоянно генерирует и усугубляет проблемы, а более трезвомыслящий и прагматичный Князь выручает его и пытается устранить причиняемый напарником беспорядок. Собственно, в остальной части сериала персонажи ведут себя так же.

Байки из склепа. Павел Матяж – о сериале «Король и Шут»
Фото: kinopoisk.ru

Антагонизм Короля и Шута был изначально заложен в самом названии группы, и, вероятно, именно он и будет являться главным конфликтом всего сериала. Если нет роковых женщин, ушлых продюсеров, мировых войн, удушающей политической системы, кровавых гэбэшников или хотя бы враждебно настроенных местных гопников, герою (в данном случае героям) остается воевать с самим собой.

Байки из склепа. Павел Матяж – о сериале «Король и Шут»
Фото: kinopoisk.ru

В середине второй серии двое противоборствующих лидеров «КиШ» даже устраивают дуэль по этому поводу. Но поскольку Михаил Горшенев уже десять лет лежит в могиле, а Андрей Князев является соавтором сценария и креативным продюсером этого телешоу, то очевидно, что в данном случае мы имеем дело с историей, написанной победителем той схватки. Князеву удалось выжить в наркотическом угаре, и сегодня он выступает этаким хранителем традиций «Короля и Шута», публикует архивные, ранее неиздававшиеся записи группы, торгует сувенирами, пишет книги мемуаров и киносценарии.

Байки из склепа. Павел Матяж – о сериале «Король и Шут»
Фото: kinopoisk.ru

Сложно сказать, хорошо это или плохо, тем более что речь идет о первом полноценном сериале-байопике в истории отечественного рока. Лучше такой фильм, чем никакого, вероятно. Симптоматично, однако, что посвящен он оказался не реальным гениям, настоящим поэтам и героям рок-н-ролла Башлачеву, Летову, Гребенщикову и Цою или, скажем, Гаркуше с Федоровым из «АукцЫона», а эрзац-панк-группе Горшенева и Князева с их детскими песенками-страшилками про мертвых анархистов, колдунов, скоморохов, фокусников, джокеров, охотников и лесников.

Удачного просмотра.