Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Любовь, смерть и голуби. Павел Матяж – о сериале «Антология русского хоррора: Красный состав»

20 февраля 2023, 11:14
Любовь, смерть и голуби. Павел Матяж – о сериале «Антология русского хоррора: Красный состав»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
На more.tv вышла анимационная антология, сделанная кинематографистами из США, Канады, Японии, Молдавии и РФ по мотивам произведений шести русских писателей, от Александра Пушкина до Дмитрия Быкова*.

Российское кино традиционно находится в положении догоняющего генерируемые в Калифорнии тренды. Анимационный сборник «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвида Финчера и хоррор-альманах «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» напомнили аудитории о сериалах-антологиях, пробились в лидеры просмотров на Netflix, приобрели миллионы восторженных поклонников во всем мире и вдохновили продюсеров Алексея Климова и Юрия Степанова на создание подобного проекта в России. «Антология русского хоррора» взяла понемногу от обоих нетфликсовских шоу: это короткометражные (15–20 минут) мультфильмы, как у Финчера, но в жанре ужасов, как у Дель Торо.

Таким мощным референсам непросто соответствовать, но похоже, что Климов, Степанов и компания и не собирались конкурировать с Netflix, а пытались, как многие до них, найти особый русский путь. И у них почти получилось, по крайней мере в том смысле, что при написании своих сценариев они опирались на великую русскую литературу.

Любовь, смерть и голуби. Павел Матяж – о сериале «Антология русского хоррора: Красный состав»
Фото: kinopoisk.ru

Хотя от сравнений с нетфликсовскими суперхитами это их избавило не вполне. Серий в первом сезоне первой российской анимационной хоррор-антологии всего шесть, на две меньше, чем в самой короткой части Love, Death & Robots. И по части собственно мультипликации, крутизны и современности графики нашим аниматорам еще есть куда расти. А вот сами истории получились небезынтересные.

Любовь, смерть и голуби. Павел Матяж – о сериале «Антология русского хоррора: Красный состав»
Фото: kinopoisk.ru

Материалом для первого эпизода стал довольно известный рассказ Александра Грина (это который «Алые паруса») «Крысолов». Режиссеры Джим Брайсон и Адам Джеффкоут пересказали историю от лица девушки Нины, дочери мифического крысолова, и переименовали свою новеллу в ее честь. Их герои пытаются не умереть от голода в Петрограде 1920-х и скрываются от преследования бойцов Красной армии, устроивших в городе военную диктатуру, но проваливаются в старый подвал и встречают там кое-кого пострашнее большевиков.

Любовь, смерть и голуби. Павел Матяж – о сериале «Антология русского хоррора: Красный состав»
Фото: kinopoisk.ru

Гигантские крысы расплодились в Голливуде еще в 1980-е и прекрасно себя чувствуют по сей день. Истории про них были и в «Кабинете редкостей», и у Финчера в одном из сезонов «Роботов». Но, несмотря на некоторую вторичность замысла, «Дочь крысолова» не лишена достоинств: мрачный черно-белый Питер с кроваво-красными цветовыми акцентами, как в «Городе грехов», и старик Крысолов, напоминающий одновременно Распутина и Ван Хельсинга, впечатляют.

Любовь, смерть и голуби. Павел Матяж – о сериале «Антология русского хоррора: Красный состав»
Фото: kinopoisk.ru

Вторая история базируется на старинной, но до сих пор популярной балладе Гете «Король Эльфов», которую в 1818 году перевел и деликатно апроприировал под названием «Лесной царь» великий русский поэт Василий Жуковский. Фабула о порабощении души невинного ребенка демоном и безуспешных попытках отца помешать этому осталась без изменений, но антураж и место действия перенеслись из темного средневекового леса в далекое киберпанковское будущее. А в роли дьявола-искусителя, короля эльфов и лесного царя выступили зловещие IT-корпорации, завлекающие детей в свои нейросети и подсаживающие их на иглу бесконечной сетевой и игровой активности. Сама идея переосмыслена довольно дерзко, но вот мораль сформулирована кондовенько, в духе политинформации на канале «Спас». Сетевые игры — выдумка дьявола! Играя онлайн, ты продаешь свою душу сатане!!! Вы серьезно?

Любовь, смерть и голуби. Павел Матяж – о сериале «Антология русского хоррора: Красный состав»
Фото: kinopoisk.ru

Ближе к тексту адаптирован рассказ Алексея Толстого «Семья вурдалака». В конце XVIII века в Сербии некий австро-венгерский аристократ попадает в снежный буран и вынужденно останавливается на ночлег в доме местного крестьянина, где сначала знакомится с его соблазнительной сестрой Зденкой, а потом оказывается втянут в семейный конфликт между хозяевами дома и их дедом-охотником, который превратился в волка-оборотня.

Любовь, смерть и голуби. Павел Матяж – о сериале «Антология русского хоррора: Красный состав»
Фото: kinopoisk.ru

«Семья вурдалака» — самый чистый, беспримесный образец жанра из всех участников «Красного состава». Тут нет ни намека на современную политическую или культурную повестку или какую-либо другую актуальность, даже нарисовано нарочито примитивно и консервативно — что-то в этом духе было популярно во Франции в середине XX века.

Любовь, смерть и голуби. Павел Матяж – о сериале «Антология русского хоррора: Красный состав»
Фото: kinopoisk.ru

Чего не скажешь про эпизод «Можарово», который сделан с помощью ротоскопии — техники анимации, используемой сегодня такими авторами, как, например, Ричард Линклейтер. Помимо вполне современной графики, «Можарово» отличает злободневность сюжетной коллизии — сценарий написан по мотивам одноименного произведения Дмитрия Быкова из цикла «ЖД-рассказы» 2007 года.

Любовь, смерть и голуби. Павел Матяж – о сериале «Антология русского хоррора: Красный состав»
Фото: kinopoisk.ru

В недалеком будущем подобие цивилизованного общества и экономического благополучия удалось сохранить лишь в Москве. Столица отделена от остальной России стеной, никто без особого разрешения не может ни уехать туда, ни приехать оттуда. Единственной связью с провинцией являются спецпоезда, время от времени выезжающие из первопрестольной с целью доставки в регионы гуманитарной помощи. Хотя прогрессивная общественность сомневается в гуманитарности их целей. Чтобы узнать правду о том, что происходит за стеной, в путешествие отправляется делегация из гламурных журналистов и блогеров. Вот только русские провинциалы, или то, во что они превратились, не очень-то рады гостям.

Любовь, смерть и голуби. Павел Матяж – о сериале «Антология русского хоррора: Красный состав»
Фото: kinopoisk.ru

Как роуд-муви задумана и пятая новелла антологии под названием «Князь» — постапокалиптический боевик в духе «Безумного Макса». После атомной войны в России наступило новое средневековье. По выжженным пустошам в поисках воды, еды и бензина гоняют дикие банды на модифицированных авто. Путешествию одной из таких группировок, одетых и разговаривающих, как древнерусские богатыри, и посвящена история, написанная по мотивам рассказа современного российского писателя Дмитрия Тихонова «Беспросветные».

Любовь, смерть и голуби. Павел Матяж – о сериале «Антология русского хоррора: Красный состав»
Фото: kinopoisk.ru

Единственный эпизод, который не заканчивается массовой резней, поставлен по одноименной повести Пушкина «Гробовщик». Впрочем, без отделения голов от тел и здесь не обошлось. Одна из дорожных историй вымышленного Пушкиным молодого помещика Белкина стилизована тут под готические мультфильмы Тима Бертона. Создатели не стали радикально переосмыслять нарратив солнца русской поэзии, лишь деликатно добавили гробовщику небольшую предысторию. А вот по части анимации этот эпизод выглядит авангарднее остальных — фигуры персонажей были вырезаны из бумаги и анимированы покадрово.

Любовь, смерть и голуби. Павел Матяж – о сериале «Антология русского хоррора: Красный состав»
Фото: kinopoisk.ru

Пушкин и Толстой становились основой для мультфильмов и раньше, но собрать из них хоррор-антологию — очень смелый и своевременный ход. Здорово, что «Красный состав» появился сейчас, а не через 15 лет после соответствующих проектов Финчера и Дель Торо. Поразительно, что шоураннерам удалось сделать это и даже привлечь к участию иностранцев, учитывая политическую ситуацию.

Любовь, смерть и голуби. Павел Матяж – о сериале «Антология русского хоррора: Красный состав»
Фото: kinopoisk.ru

Русская литература богата на разные ужасы, так что дефицита в материале для следующих частей антологии возникнуть не должно. Однако если Климов и Степанов намерены сократить технологическое и идеологическое отставание своего продукта от нетфликсовского, им придется умножить усилия. Или так же, как персонажам новеллы «Можарово», рассчитывать на новый железный занавес, великий русский файерволл, который окончательно лишит российских пользователей возможности сравнивать наше кино с каким-нибудь другим.

Удачного просмотра.

* признан Минюстом иностранным агентом