Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Кинопоиск» реставрирует монархию. Павел Матяж – о сериале «Фандорин. Азазель»

23 января 2023, 11:43
«Кинопоиск» реставрирует монархию. Павел Матяж – о сериале «Фандорин. Азазель»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Главное телевизионное событие недели – смелая экранизация романа «Азазель» опального Бориса Акунина от «Кинопоиска». В роли Эраста Фандорина – Владислав Тирон (любители российских сериалов могли видеть его в телешоу «Триггер»).

«Россия, которую мы потеряли», из романов Бориса Акунина не в первый раз подвергается экранизации. В блаженные нулевые права на фандоринский цикл получила студия «ТриТэ» Никиты Михалкова. Заказ на «Азазель» выполнил Александр Адабашьян. «Турецкий гамбит» реализовал Джаник Файзиев. А «Статского советника» снимал младший Янковский. Но никто об этом не помнит – Никита Сергеевич сыграл там такого харизматического главного злодея, что сегодня «Советник» воспринимается всеми как его собственная режиссерская работа.

Эти экранизации были очень популярны на ТВ и успешны в кинотеатрах. Едва ли продюсерский центр «ТриТэ» был намерен остановиться на достигнутом, тем более что романов в фандоринском цикле как минимум 16 штук. Но после 2014 года Акунин позволил себе ряд политических заявлений и перенос на экран его бестселлеров был прекращен.

Фото: kinopoisk.ru

Книги Акунина снимают с полок в библиотеках и магазинах, однако «Азазель» непостижимым и противоречащим всякой логике образом возвращается на малые экраны страны. Правда, вообще без упоминания имени автора и в таком экзотическом виде, что за всем этим снова ощущается рука Михалкова. Если бы отечественный кинопатриарх и известный монархист не лежал сейчас в больнице, он бы аплодировал стоя. Режиссер Нурбек Эген и сценаристы Сергей и Никита Поповы осуществили его заветную мечту. И не в каком-то там тысяча восемьсот дремучем году, а прямо здесь и сейчас.

Фото: kinopoisk.ru

В Петрограде 2023 года солнечно и тепло, исторический центр сверкает стеклом небоскребов. В Летнем саду ребенок в старинной кепке продает газеты «Вестник Империи». Российская империя избежала революции 1917 года, но в ней разрешен детский труд и до сих пор в ходу бумажная пресса? Ничего себе.

Фото: kinopoisk.ru

Впрочем, кое-какую пользу от отсутствия коммунистов россиянам из альтернативного настоящего, похоже, извлечь удалось – по городу разъезжают роботы-городовые, а в смартфонах и планшетах вместо Instagram (входит в организацию Meta, признанную экстремистской, террористической и запрещенную на территории России) – отечественное приложение «Портретъ». Без большевиков некому оказалось проводить филологическую реформу, поэтому все твердые знаки и яти по-прежнему в ходу.

Фото: kinopoisk.ru

Но это не главное. Столицей Российской империи остался Петроград. А в одном из его дворцов все еще сидит на троне царь из династии Романовых, Николай III. И он не декоративный правитель, как британский Карл или шведский Карл Густав, а реально действующий абсолютный монарх. Николай сам принимает решения о вводе войск на Ближний Восток и пытается сдержать от открытого столкновения враждующие партии при своем дворе. Царь молод, статен и бородат. Его играет Максим Матвеев, известный ролями аристократических столичных юношей: сына дипломата из «Стиляг», Вронского из «Анны Каренины. Истории Вронского», Трубецкого из «Союза спасения» и потомственного психотерапевта Стрелецкого из сериала «Триггер».

Фото: kinopoisk.ru

Из «Триггера» в «Азазель» перекочевал и фронтмен. Новый Эраст Фандорин раньше был на побегушках у невротического психолога, звался Мотей и представлял поколение зумеров в несколько комическом ключе. Посреди акунинского сюжета он выглядит еще более юным, взъерошенным и прыщавым.

Фото: kinopoisk.ru

Нелепости образу добавляют и костюмы, в которые сценаристы и сценографы наряжают Владислава Тирона. Вероятно, архаичность института управления распространилась и на остальное государство – все до единого госслужащие, от военных до полицейских и даже студентов, одеты в мундиры и головные уборы дореволюционного образца, носят шпаги, эполеты и, возможно, кремниевые пистолеты. Фандорин из XXI века, так же как все остальные, облачен в винтажную полицейскую форму и фуражку. А для одного из эпизодов вообще надевает бальное платье и корсет.

Фото: kinopoisk.ru

Корсет, как могут помнить поклонники акунинского оригинала и телесериала 2002 года с Александром Безруковым, спасет Фандорину жизнь, но сценаристы нового сюжета превратили его из скрытого под одеждой тайного преимущества юного сыщика в инструмент для создания еще одной комедийной ситуации. Хотя в современной безальтернативной России им, по идее, должно быть не до смеха – даже страшно представить, какую трактовку этот эпизод может получить в свете новой редакции закона об ЛГБТ-пропаганде.

Фото: kinopoisk.ru

В этом смысле «Фандорин. Азазель» производит странное впечатление. При всей своей водевильности, позитивности и склонности к легкому непринужденному веселью фильм все время акцентирует внимание на своем возрастном рейтинге, очень хочет казаться серьезным кино для взрослых дяденек и тетенек. Мужские персонажи тут много пьют и матерятся, а женские ходят голышом.

Фото: kinopoisk.ru

Только выглядит это несколько по-детски. Тем не менее вполне вероятно, что создателями это сделано сознательно. Как будто «Фандорин. Азазель» – фильм на вырост, с явным прицелом на несколько других романов цикла. Первые шесть серий – это как «Гарри Поттер и философский камень»: разминка, тизер. А вот потом, в последующих «Фандорин. Турецкий гамбит», «Фандорин. Левиафан», «Фандорин. Декоратор», «Фандорин. Смерть Ахиллеса» и всем остальном, и будет все самое крутое и главное.

Фото: kinopoisk.ru

27-летний Владислав Тирон, таким образом, с некоторым опозданием вступает на путь Дэниела Рэдклиффа. Чтобы совпасть с ожиданиями продюсеров, следующие годы и сезоны ему надлежит взрослеть, набираться сил и в итоге из куколки превратиться в Олега Меньшикова или Егора Бероева – харизматического красавца, любимца всех женщин, с седыми висками и небольшим романтическим заиканием.

Фото: kinopoisk.ru

Способен ли Тирон на такую трансформацию, предположить очень сложно. Еще труднее прогнозировать, готовы ли российские телезрительницы дать ему этот шанс и потом еще несколько сезонов ждать чудесного превращения. Похоже, даже продвиженцы сериала на этот счет в больших сомнениях – в промоматериалах к фильму только одна фотография нового Фандорина, зато красавца-императора Матвеева – не меньше пятнадцати.

Удачного просмотра.