Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Кошка сдохла, хвост облез. Павел Матяж – о фильме «Кот в сапогах: Последнее желание»

6 января 2023, 12:30
Кошка сдохла, хвост облез. Павел Матяж – о фильме «Кот в сапогах: Последнее желание»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
На нелегальных сеансах в самых борзых российских кинотеатрах можно посмотреть новогодний мультик от голливудской анимационной студии № 2 DreamWorks Animation.

Кот в сапогах дебютировал в «Шреке-2» в качестве охотника за головами и временного антагониста главного героя в 2004 году. С тех пор утекло очень много анимированной воды. Кошачий Зорро/Мариачи оставался второстепенным персонажем во всех последующих «Шреках», менял имена и стороны, толстел, худел, заслужил собственный спин-офф, сериал и короткометражку, пока через 19 лет сам не столкнулся с охотником за головами, пришедшим по его душу. Но обо всем по порядку.

В начале второй части Кот пожинает плоды былой популярности и устраивает что-то вроде концерта по заявкам фанатов в огромном поместье коррумпированного чиновника: разбрасывает, как котят, его неуклюжих охранников, цитирует Desperado, распивает молоко, распевает песни, случайно будит гигантское хтоническое чудовище, не сбиваясь с зажигательного латиноамериканского ритма, вступает в бой, побеждает монстра, но в последний момент, на контрапункте, оказывается раздавлен упавшим с неба церковным колоколом. И умирает.

Местный ветеринар сообщает павшему герою, что тот истратил восемь из причитающихся ему девяти кошачьих жизней, советует уйти на покой, повесить шпагу на стену и писать мемуары. Суперкот смеется доктору в лицо и продолжает праздновать. Но в хорошем сценарии в каждой сцене должно быть по контрапункту, так что, оставшись наедине с самим собой в опустевшем баре, герой с головой погружается в отчаяние и ловит первую паническую атаку.

Финальную точку в трансформации персонажа ставит визит таинственного поклонника в капюшоне. Некто, замотанный в черный плащ, просит Кота в сапогах дать ему автограф на плакате о розыске (как Ли Ван Клиф из долларовой трилогии или Фред Молина из «Мертвеца»). И так же как в старинных вестернах, внимание этого странного фаната не сулит кумиру ничего хорошего.

Под «The end» Джима Моррисона кот хоронит свои сапоги, плащ и шляпу в фальшивой могиле (это из «Джанго»), а сам отпускает бороду и пытается залечь на дно в приюте безумной кошатницы Мамы Луны. Там экс-легенда обретает покой и неожиданного компаньона – безымянного и беспородного пса, притворяющегося кошкой, чтобы получить кров и миску корма. Но охотник настигает их и в этом кошачьем дурдоме, ведь он идет на запах страха смерти, который коту не удалось зарыть под землю вместе с символами былого величия.

Похоже, отставному герою не избежать еще одной, прощальной гастроли. Уйти от зловещего преследователя и вернуть себе восемь потраченных жизней можно только в рамках шаманского духовного путешествия по психоделическим ландшафтам к космическому артефакту — упавшей звезде, исполняющей заветные желания.

Вот только желающих заполучить звезду немало. Кроме охотника за головами, коту-пенсионеру придется иметь дело с бандой Златовласки и Трех медведей, кулинарным преступным сообществом Малыша Джека Хорнера из не очень хорошо известного русскоязычным зрителям детского стишка и Китти Кошачьей лапкой (как в Fallout 2) – наемницей, знакомой тем, кто еще помнит события фильма «Кот в сапогах».

Разговоры о «Коте в сапогах-2» начались сразу после успеха первой части. В 2012 году исполнительный продюсер Гильермо дель Торо рассказывал, что сценарий уже в работе. В 2014-м «голос кота» Антонио Бандерас обещал вернуться к озвучке своего персонажа. Ничего из этого не произошло, а в DreamWorks тем временем основательно сменился состав. В конце концов, руководство фильмом взяли на себя художники Джоэл Кроуфорд и Джануэль Меркадо. Именно им было поручено полностью переосмыслить то, как должен выглядеть анимационный фильм от DreamWorks в 2020-е.

В начале нулевых для того, чтобы сделать первого «Шрека», художники DreamWorks Animation позаимствовали визуальную стилистику из пиксаровской «Истории игрушек». Их непросто обвинить в плагиате: «История игрушек» тогда считалась революцией в мультипликации и сдирали с нее все, кому не лень. Все последующие годы Pixar, DreamWorks и очень много кто еще занимались тюнингом той революционной технологии, с каждым новым фильмом их анимация выглядела все более реалистичной, линии становились глаже, а пластика — человечнее.

Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы не мультфильм «Человек-паук: Через вселенные» 2018 года — лучший релиз Sony за всю историю компании, который произвел еще одну революцию в анимации и изменил глобальный тренд от движения к все большей реалистичности в сторону большей художественности.

Новый стиль обрел себя на стыке анимэ и граффити и был немедленно принят на вооружение всеми ведущими голливудскими игроками. Он очень заметно повлиял на нетфликсовский «Аркейн», пиксаровского «Базза Лайтера» и предыдущий релиз DreamWorks Animation «Плохие парни». А забуксовавшему на целых 11 лет «Коту в сапогах» – буквально подарил новую жизнь.

«Кот в сапогах: Последнее желание» выглядит как оживший скетчбук с концепт-артами модного японского иллюстратора. Психоделические ландшафты: ярко-розовые леса из плотоядных цветочков, изумрудные зеркальные пещеры, инфернальные лабиринты, болота отчаяния и интерьеры кошачьей психбольницы кажутся нарисованными вручную лично Винсентом ван Гогом. Но настоящее безумие начинается в экшн-сценах. Аниматоры DreamWorks Animation украли у «Человека-паука» всю паутину и вытащили с ее помощью своего облезлого котика на территорию высокого искусства.

Основанная Спилбергом в 1994-м DreamWorks Animation много раз переходила из рук в руки, меняла стилистики и дистрибьюторов, но так и не смогла одолеть Pixar в гонке за звание лучшей анимационной студии в мире. В последние годы бывшая компания Спилберга утратила и эти позиции и прозябала в исполинской тени «Миньонов» от Illumination. Но сегодня ей удалось, похоже, схватить кота за рога (ну, или за что там его хватают). Если продюсеры, сценаристы, режиссеры и художники студии не растеряют за следующие месяцы свое мастерство и воровские навыки, то «Шрек-5», выход которого намечен на середину 2023-го, обещает стать лучшим мультфильмом на свете.

Удачного просмотра.