Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Гарри и Меган против расизма и британской прессы. Павел Матяж — о главном сериале этой недели

12 декабря 2022, 15:57
Гарри и Меган против расизма и британской прессы. Павел Матяж — о главном сериале этой недели
Фото: Павел Матяж для 66.RU
8 декабря на Netflix вышли три серии шестисерийного документального шоу «Гарри и Меган», а всего через два дня наши лихие пираты уже вовсю транслируют их для всех русскоговорящих страждущих.

По данным британских таблоидов, самые популярные в мире вещи — это котики, пицца и королевская семья. С первыми двумя все понятно, а вот тысячелетняя английская монархия сегодня снова на краю пропасти, на пороге очередного громкого скандала. Благодаря «Гарри и Меган».

Последний раз что-то подобное случилось в 1995-м, когда разведенная принцесса Диана дала интервью «Панораме». Но то интервью длилось всего час. Нынешний поток не согласованных с Кенсингтонским дворцом откровений в шесть раз объемнее. Современные медиа дают своим пользователям намного больше свободы маневра, так что получившийся скандальный продукт — и интервью, и видеодневник, и расследование одновременно.

А вот цели у этого продукта более приземленные. На вопрос «зачем» максимально откровенно отвечает сама герцогиня Сассекская на первой же минуте фильма, сидя в койке с полотенцем на голове. «О нас с Гарри написаны десятки книг. Причем чаще всего их пишут люди, которых я даже не знаю. Так почему бы вам не выслушать нашу историю от нас самих?» Меган, вероятно, просто забыла упомянуть, что все вышеперечисленные писатели-незнакомцы получили и продолжают получать за свои книги нешуточные гонорары. При том что это все-таки история любви.

Описывая конфетно-букетный период Гарри и Меган, сериал уходит на глубину. И раскапывает не только семейную хронику Виндзоров, с которой заинтересованный зритель в целом и так знаком, но и соответствующие материалы семейства Маркл. Вот маленькая Меган ловит рыбу с папой, а вот выступает в школьном театре. Кажется, что этих хоумвидео многовато — зрители пришли за скандальными разоблачениями, а перед ними вместо этого раскладывают альбомы с фотографиями.

За первые три серии «Гарри и Меган» так и не решат эту проблему. Целый час нам рассказывают о том, как хорошо Меган училась в школе, и о том, какая она тогда была страшненькая, и все это для того, чтобы в финале упомянуть душераздирающий эпизод на парковке, когда какая-то пожилая американка назвала ее маму словом на букву «Н». Возмущенная и ошеломленная Меган говорит: «До приезда в Великобританию я и не задумывалась о том, что я метиска, представительница смешанной расы».

О да. Следующие две серии так или иначе посвящены ксенофобии и расовой дискриминации, которые обрушились на бедняжку Меган с первых же секунд после того, как в британскую прессу попали сведения о ее романе с принцем Гарри. Привлеченные эксперты разглагольствуют о латентном расизме всех британских медиа. В отличие от ситуации в USA, в UK журналисты, которые придумывают заголовки и подводки, берут интервью, руководят фотографами и пишут тексты, — практически поголовно белые. По статистике только 0,2% британских представителей СМИ имеют черную или коричневую кожу.

Режиссерка «Гарри и Меган» (белая, к слову) на этом не останавливается и представляет следующий шокирующий эпизод с золотой брошкой в виде негритянской рабыни, которой украсила себя одна из представительниц высочайшей фамилии для встречи с Меган Маркл.

Привлеченные эксперты гнут свою линию. «Одной из особенностей жизни в Британии является то, что если вы войдете во дворец, старинную усадьбу или какое-либо другое историческое помещение, вы, вероятно, столкнетесь с расистскими образами, картинами, скульптурами, барельефами, изображающими порабощенных людей в цепях и кандалах. Придворные художники часто обращались к этим темам, прославляя институт рабства. Это было обычным делом в XVII, XVIII веке, но сейчас эти расистские картины продолжают висеть на тех же стенах, потому что это же искусство», — говорит британская писательница Афуа Хирш. «Эти скелеты из старинного шкафа слишком уж часто мелькают в повседневной жизни практически каждого привилегированного британца».

Вот так разговор медленно, но верно переходит от рассуждений о британской прессе к британской монархии. Расисты в Англии — не только журналисты, весь институт британской короны построен на эксплуатации чернокожих и других колонизированных и порабощенных народов. Первый корабль, который отправился из Англии в Африку за чернокожими невольниками, сделал это на деньги британской короны в XVI веке, и с тех пор до середины века XIX британские монархи были покровителями, спонсорами и бенефициарами работорговли. Неужели отличница Меган полагала, что эти люди сделают для нее исключение?

Но и сама Меган и ее «Эйч» (так красотка ласково сокращает имя принца Гарри) продолжают твердить, что даже не задумывались об этом. Какой расизм, мы же в XXI веке. И если в том, что касается тотального британского расизма, создатели фильма кормят зрителей досужими рассуждениями с изрядной долей преувеличения, то в создании правдоподобного имиджа герцога и герцогини Сассекских достигают цели. Меган и Гарри выглядят искренними, очень милыми, вполне адекватными, хоть и слегка наивными людьми, в отличие от многих своих родственников из королевской фамилии.

Возможно, и скорее всего, они представляют публике тщательно срежиссированную версию самих себя. Но разве не к этому всегда стремились все их предшественники, на службе у которых были их собственные пресс-службы, десятки аффилированных журналистов и пиарщиков из приближенных изданий, всех этих BBC, Times и Guardian. Вся королевская конница и вся королевская рать за 70 лет не смогли добиться эффекта, которого Меган Маркл достигла за 30 секунд посиделок в полотенце перед телефоном.

Впрочем, хорошо, вероятно, что старушка Елизавета не дожила до этого. Королева умерла за три месяца до премьеры шоу «Гарри и Меган». После этого британская монархия несколько раз привлекала к себе внимание прессы. Сначала король Карл бросался ручками, потом в него бросали яйца. Через пару дней пятый сезон «Короны» напомнил всем о леди Ди и скандалах 1990-х. После этого было то неловкое видео, где королева-консорт Камилла старательно не прикасалась к чернокожему ребенку, и еще один неприятный эпизод в Букингемском дворце с фрейлиной Елизаветы II леди Сьюзен Хасси, которая набросилась на благотворительницу Нгози Фулани с вопросами о ее этнической принадлежности.

Добавим к этому 12 миллионов фунтов стерлингов, которые 70-летний принц Эндрю заплатил американке Вирджинии Джуффре за то, чтобы та отозвала иск о сексуальном насилии. И неудачное турне принца Уильяма и Кейт по странам Карибского бассейна. С точки зрения пиара это были просто чудовищные три месяца.

Что бы там ни приготовили Гарри и Меган в следующих трех сериях, уже сейчас понятно, что королевской семье не нужны бунтующие Сассексы для того, чтобы запятнать свой публичный имидж. Они невероятно успешно справляются с этим самостоятельно.

Удачного просмотра.