Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Безумие в Бермудском треугольнике. Павел Матяж – о сериале «1899»

21 ноября 2022, 14:19
Безумие в Бермудском треугольнике. Павел Матяж – о сериале «1899»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
На Netflix вышел новый головоломный мистический триллер от создателей сериала «Тьма». А пираты украли и перевели его для всех русскоязычных пользователей.

Новое шоу от Dark Ways и Netflix начинается с визуальной цитаты из знаменитой песни Высоцкого про Бермудский треугольник и сумасшедший дом: cанитары волокут по больничному коридору пациентку в смирительной рубашке, прикручивают к стулу и делают ей укол, а в следующую секунду бедняжка оказывается посреди Атлантики, на борту корабля, который движется в тот самый треугольник.

Впрочем, возможно, это просто совпадение – ни имени Высоцкого, ни «Канатчиковой дачи», ни даже словосочетания «Бермудский треугольник» в «1899» не произносят. Буквально цитируют тут в основном Шекспира, Эмили Дикинсон и Платона, больничные коридоры обезличены, а треугольник присутствует не на навигационных картах корабля, а, скорее, вокруг них, на обоях, коврах, форме матросов и офицеров, поскольку является логотипом судостроительной корпорации.

Отмеченный треугольником пароход с жутковатым названием «Цербер» идет по маршруту Лондон – Нью-Йорк и везет европейских мигрантов в Америку. Капитан пьет мертвую, несмотря на то, что он сам и его команда – педантичные немцы. Пассажиров собирали будто для детектива Агаты Кристи. Тут есть надменная одинокая англичанка, молодожены-французы, две китаянки, выдающие себя за японок, кочегар-поляк, семья религиозных фанатиков из Дании и два испанских гея-инкогнито.

У каждого есть тяжелая травмирующая история. Но самый леденящий кровь бэкграунд, понятное дело, – у главной героини, той самой пациентки «Канатчиковой дачи». Попав на корабль, она называет себя Морой Франклин, докторкой медицины, специализирующейся на болезнях мозга. Правда, больше о себе рассказать ничего не может, ссылаясь на амнезию. Этот поворот явно заимствован из «Острова проклятых» или триллера со схожим сюжетом и названием «Обитель проклятых».

К середине первого часа «Цербер» обнаруживает посреди океана пароход, который выглядит в точности как «Цербер», только называется «Прометей» (это, очевидно, привет Ридли Скотту), не отвечает ни на какие сигналы и, похоже, покинут командой.

Капитан отправляется на корабль-призрак со спасательной миссией, но не находит на борту никого, кроме золотых жуков, отсылающих расследование к Эдгару Аллану По, и мрачного мальчика, который выглядит как главный герой «Омена». Полторы тысячи пассажиров и членов экипажа бесследно исчезли, а вопрос о жанре, в котором снят «1899», еще сильнее запутался.

Бермудский треугольник впервые упомянул Винсент Гаддис на страницах журнала «Аргоси» в 1964 году. Но история о «Летучем голландце» и прочие таинственные исчезновения кораблей и их команд волновали моряков с начала мореплавания. Сценарный замысел немецких продюсеров Барана бо Одара и Янтье Фризе ложится тут на обильно удобренную городскими легендами почву. Что же происходит на этих кораблях, куда пропадают люди и как это связано со знаменитым треугольником и «Канатчиковой дачей»?

Сторонники безумных теорий о загадочных исчезновениях в зоне Бермудского треугольника выдвигают различные гипотезы для их объяснения: от необычных погодных явлений до похищений инопланетянами или жителями Атлантиды. Шоураннеры «1899» предлагают сразу несколько вариантов, причем чем дальше развивается действие, тем сложнее понять, к чему они, собственно, клонят. Примерно такой же логикой руководствовались в свое время создатели сериала «Перевал Дятлова», предлагая в каждой новой серии новую разгадку тайны.

На обитателей «Цербера» обрушиваются все возможные морские напасти: шторм, туман, эпидемия неизвестной болезни, дефицит угля, бунт и массовое помешательство. Тут можно было бы сказать, что ответ на загадку зрители узнают через 8 часов и серий. Но это не так. Так же как «Тьма», «1899» рассчитан на 3 сезона.

«Тьма» также лучше воспринималась целиком. После финала первого сезона «1899», похоже, еще не удалось раскрыть весь свой многосезонный потенциал, многие арки остались незавершенными, а большинство чеховских ружей так ни в кого и не выстрелили. Эта недосказанность превращает 1-й сезон в своего рода пролог истории, расставляет фигуры перед тем, как показать зрителям игровое поле, стол и комнату, в которой будет происходить дальнейшее действие.

Так что любителям запутанных историй придется запастись терпением. В «1899» очень много интересных идей и вопросов без ответа. Кого-то такая нерасторопность может напрячь. Таким образом, успех или неудача немецких киношников и их партнеров из Netflix целиком и полностью зависит от желания телезрителей играть в предложенную ими загадочную игру дальше.

Удачного просмотра.