Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Мрачная, бессмысленная мясорубка. Павел Матяж – о фильме «На западном фронте без перемен»

4 ноября 2022, 19:00
Мрачная, бессмысленная мясорубка. Павел Матяж – о фильме «На западном фронте без перемен»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Экранизация легендарной драмы Ремарка от Netflix стала лидером просмотров в нелегальных онлайн-кинотеатрах. Во многом благодаря тому, что происходящие сейчас события заново актуализировали для россиян название знаменитого романа и вернули сакраментальной фразе первоначальное значение.

Экранизируют роман «На западном фронте без перемен» уже в третий раз, начиная с 1929 года. Есть два англоязычных фильма «All Quiet on the Western Front»: получившая два Оскара лента голливудского режиссера Льюиса Майлстоуна 1930 года и британский телефильм 1979-го. А нынешняя адаптация от Netflix — первая, в которой герои Ремарка говорят по-немецки.

При финансовой поддержке стримингового супергиганта над фильмом работали немецкие кинематографисты. Такая длинная пауза в конечном итоге сыграла Нетфликсу и немцам на руку. Режиссер Эдвард Бергер («Джек», «Ваша часть», «Патрик Мелроуз») учел международный опыт антивоенного кино и начал свой фильм в духе Теренса Малика: в торжественной тишине зимнего леса по сенью могучих сосен лисица выкармливает четверых лисят. Рокот канонады, выстрелы, огонь и дым тревожит лесное семейство. В смысле, война — это преступление против природы, ни больше, ни меньше.

Очень скоро четверых лисят сменят четверо немецких школьников, полных решимости записаться в армию сразу после своего выпускного в 1917 году, чтобы за пару месяцев взять Париж и вернуться домой героями. Однако вместо этого они оказываются в фильме Спилберга «Спасение рядового Райана», мрачной, бессмысленной мясорубке из человеческих тел, грязи, крови и испражнений.

Бергер довольно свободно обращается с текстом оригинала и позволяет себе авторские ремарки. Добавляет, например, отсылающую к «Обыкновенному фашизму» Ромма историю шинели погибшего немецкого пехотинца. Всего через несколько часов после смерти своего предыдущего владельца шинель попадает на специальную фабрику, проходит сквозь конвеер трудолюбивых рук и отстиранная, подшитая и выглаженная готова служить новому бойцу.

А специально для самого известного голливудского немца Даниеля Брюля («Гудбай, Ленин», «Бесславные ублюдки», «Гонка», «Капитан Америка: Гражданская война»), придумали целую параллельную, сюжетную линию, про чиновника из министерства обороны. Он едет в спецпоезде чтобы подписать с французами мирное соглашение. В смысле «На западном фронте без перемен» — пацифистское кино. В попытках угодить современному зрителю, который, скорее всего, в массе своей не читал Ремарка, режиссер и его сценаристы слегка прямолинейны.

Это не лишает фильм Бергера его достоинств. Режиссер выкручивает и без того нешуточный трагизм первоисточника до предела и заполняет полотно кадра экстремальным насилием. Война — это ад, но в руках современных немецких киношников особенно страшный. Ремарковских мальчиков жжет огонь огнеметов, давят танки и пожирают крысы, запредельно натуралистичные рукопашные следуют одна за другой.

Оригинальные сцены — ура-патриотическое выступление школьного учителя, кража гусей в компании Качинского и смертельный поединок с французским пехотинцем в гигантской затопленной воронке — визуализированы очень дотошно, можно сказать, почтительно.

Хотя в 148 минут хронометража их удалось уместить совсем немного. Как не попали в кино и классические ремарковские монологи, например этот: «Как же бессмысленно все то, что написано, сделано и передумано людьми, если на свете возможны такие вещи! До какой же степени лжива и никчемна наша тысячелетняя цивилизация, если она не смогла предотвратить эти потоки крови».

Новый фильм Netflix получил суперкомплементарные 92% на Rotten Tomatoes. В отзывах кинокритиков почти нет рассуждений о соответствии фильма первоисточнику. Все больше о том, что режиссеру Бергеру и его команде удалось сохранить не букву, но пацифистский дух своего легендарного оригинала.

На информационном фронте между Россией и коллективным Западом пока без перемен, поэтому антивоенный манифест Ремарка не покажут в наших кинотеатрах и не переведут для легального российского стриминга. Хотя в нынешние времена как раз такое кино не помешает. Оно, можно сказать, необходимо.

Удачного просмотра.