Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Идеальный подарок на Хэллоуин. Павел Матяж — о сериале «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо»

1 ноября 2022, 12:17
Идеальный подарок на Хэллоуин. Павел Матяж — о сериале «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Российские пираты завладели новым сериалом Netflix, сборником хоррор-историй, снятых избранными авторами под покровительством знаменитого мексиканского режиссера.

Первое, что приходит в голову, когда смотришь заставку нового шоу, — ассоциации со старинным сериалом «Альфред Хичкок представляет», который выходил на американских каналах CBS и NBC с 1955-го по 1965-й, в те времена, когда телевидение еще использовалось по прямому назначению. Гильермо дель Торо появляется на экранах до начала сюжета как конферансье и презентует предстоящую историю, ее героев и режиссера, так же как в свое время делал маэстро ужаса Хичкок в сериале имени себя.

Строго говоря, сравнение это не совсем корректно, ведь в общественном сознании Гильермо дель Торо и Альфред Хичкок — не равновеликие персонажи. Хичкок и сейчас, наверное, мог бы претендовать на звание величайшего режиссера в остросюжетных жанрах триллера или фильма ужасов. Он во многом изобрел такое кино, впервые использовал множество его элементов, являлся новатором и пионером. Дель Торо же, при всем уважении, — лишь один из многих и не может считаться величайшим даже среди американских режиссеров мексиканского происхождения. В этом небольшом клубе слишком серьезная конкуренция, и Куарон, и Родригес, и Иньярриту. И Ходоровски еще жив.

Фото: kinopoisk.ru

Но дель Торо можно назвать самым последовательным из них. Он превращает в фильм ужасов любой сюжет, за который берется, будь это манга про гигантских роботов или «Пиноккио». Кроме того, за все эти годы Гильермо набрал вес и как представитель жанра, и чисто технически. И теперь сопоставим с Хичкоком если не по статусу, то в смысле силуэта.

Фото: kinopoisk.ru

Однако в своем новом проекте он не самоутверждается, а, напротив, предлагает свое покровительство менее успешным и популярным режиссерам. И для этого пригласил их в «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо», где как продюсер, шоураннер и сценарист дал коллегам мастер-класс и возможность участвовать в проекте, который выходит на экраны в этот Хэллоуин, но, возможно, со временем будет считаться культовым, наравне с шоу Альфреда Хичкока, «Сумеречной зоной» или даже «Кабинетом доктора Калигари» — в названии есть ссылка и на него тоже.

Фото: kinopoisk.ru

В кабинете доктора дель Торо — восемь отделений и восемь режиссеров: Гильермо Наварро (знаменитый мексиканский оператор, работавший и с самим дель Торо, и с Родригесом, и с Тарантино, и очень много с кем еще), Винченцо Натали (канадский мастер, ответственный за фильмы «Куб», «Химера» и другие), Кэтрин Хардвик (американская режиссерка, которая сняла первую часть «Сумерек»), Дэвид Прайор («Пустой человек»), Ана Лили Амирпур («Легион», «Касл-Рок»), Кит Томас («Аркан», «Диббук»), Пан Косматос («Мэнди») и Дженнифер Кент («Монстр», «Соловей»).

Фото: kinopoisk.ru

Сериал начинается с «Лота №36», где Тим Блейк Нельсон («О, где же ты, брат?», «Сириана», «Невероятный Халк») играет ветерана войны в заливе, который увлекся на пенсии патерналистскими идеями. Его герой зарабатывает тем, что выкупает на аукционе и продает содержимое заброшенных складских помещений, а в свободное от работы время скрывается от коллекторов. Блейк Нельсон невероятно органичен в изображении злобного маленького человечка, зомбированного пропагандой, но полностью его талант раскрывается тогда, когда он обнаруживает в одном из старых хранилищ кое-что пострашнее фашистов.

Фото: kinopoisk.ru

Следующий сюжет — «Кладбищенские крысы» — на уровне завязки очень похож на «Лот №36». Еще один обыватель, долги и погоня за наживой. Только источник дохода героя здесь еще примитивнее. Протагонист устроился сторожем на местное кладбище, чтобы по ночам грабить могилы, вытаскивать у покойников золотые зубы, а утром продавать их в ломбарде. Неожиданно для себя расхититель гробниц сталкивается с конкуренцией в виде полчищ плотоядных грызунов.

Не более почтительна к мертвецам и история под названием «Вскрытие», в которой пожилой патологоанатом вступает в диалог с чрезвычайно беспокойным трупом.

Фото: kinopoisk.ru

Сюжет «Модели для Пикмана» сочетает в себе сценарий Гильермо дель Торо, написанный им по рассказу Говарда Лавкрафта, и актерскую игру Криспина Гловера («Назад в будущее», «Ангелы Чарли», «Американские боги»).

Еще более смело обошлась с наследием дедушки Лавкрафта авторка следующей серии Кэтрин Хардвик. В нем постаревший Рон Уизли ищет свою умершую сестру, но вместо этого ловит чрезвычайно неприятный бэд-трип.

Использование запрещенных и опасных веществ продолжится в новелле «Просмотр», где Питер Уэллер и София Бутелла предложат зрителям расширить свое сознание в поисках трансцендентной истины образца 1979 года.

Фото: kinopoisk.ru

Время действия, как и тональность эпизодов меняются, но присутствие Гильермо дель Торо ощущается в каждом. Черный юмор «Хеллбоя» становится основой для кошмарной истории «Извне», где Кейт Микуччи («Клиника», «Теория большого взрыва») играет таксидермистку-любительницу, которой нестерпимо хочется соответствовать своим гламурным коллегам из банка. Несмотря на протесты мужа (Мартин Старр — «Кремниевая долина»), она не может устоять перед кремом «Ало Гло» и сногсшибательным Дэном Стивенсом («Аббатство Даунтон»), который продает волшебное средство в телемагазине.

Фото: kinopoisk.ru

В финальной истории «Шепот» чувствуется влияние дельторовского ужастика «Хребет дьявола». Это также единственная история, где монстр во плоти так и не появляется. Она о паре орнитологов, которые скрываются от ужасов современной цивилизации в старинном особняке, исследуют миграцию птиц и пытаются справиться с потерей ребенка. Даже несмотря на отсутствие гигантских крыс, инопланетян или демонов, сюжет содержит в себе все лучшее, что было в каждом из эпизодов, то, что делает «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» уникальным произведением.

Фото: kinopoisk.ru

Дель Торо так и не снял в антологии имени себя ни одного эпизода. С одной стороны, это немного странно. Литч и Финчер в нетфликсовских же Love, Death & Robots не смогли удержаться и сделали каждый по серии, которые в итоге стоят особняком внутри антологии, поскольку задуманы и воплощены на порядок круче, чем работы их менее титулованных коллег по цеху. Гильермо не стал повторять их ошибок и благодаря этому каждый из режиссеров-участников «Кабинета редкостей» мог черпать вдохновение в историях дель Торо, но не подавлять при этом свой собственный дух и творческое видение. Иначе это был бы просто набор фанфиков.

Фото: kinopoisk.ru

Не отвлекаясь на собственно режиссуру, Гильермо дель Торо смог собрать группу потрясающих рассказчиков и дал им возможность поведать нам множество восхитительно-отвратительных историй, которые заинтересуют и поклонников жанра хоррор, и непосвященных. На данный момент нет, пожалуй, лучшего способа почтить память минувшего Хэллоуина, чем просмотр этого леденящего кровь телешоу.

Удачного просмотра.