Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Дуэйн Джонсон снимает Дуэйна Джонсона в фильме про Дуэйна Джонсона. Павел Матяж — о «Черном Адаме»

28 октября 2022, 14:17
Дуэйн Джонсон снимает Дуэйна Джонсона в фильме про Дуэйна Джонсона. Павел Матяж — о «Черном Адаме»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Российские пираты украли и вовсю транслируют свежайший, но при этом устаревший лет на пятнадцать супергеройский боевик от DC про ближневосточного супермена, которого на радость всем арабам, персам и прочим врагам Америки играет американец полинезийского происхождения Дуэйн «Скала» Джонсон.

DC, словно бывший СССР, проигравший США в холодной войне, никак не может смириться с поражением. Их альтернативная расширенная киновселенная переполнена горькими сожалениями и нереализованными амбициями. Однако именно поэтому за агонией так интересно наблюдать. Реваншистская истерика, в которой пребывает менеджмент DC и Warner, толкает их в одно сомнительное предприятие за другим.

Далеко не все они заканчиваются катастрофами. На каждый «Шазам» есть свой «Джокер», на каждого «Аквамена» свой «Бэтмен», а шероховатости «Лиги справедливости» Зака Снайдера уравновешиваются великолепием «Отряда самоубийц» Джеймса Ганна.

Очередной дисишной авантюрой в попытке дотянуться до конкурентов стал «Черный Адам», 11-я часть Расширенной вселенной DC. Не в финансовом, понятное дело, смысле — Marvel в разы опережает и по количеству выпускаемой продукции, и по кассовым сборам. Скорее, в творческом. Еще, возможно, это попытка восстановления исторической справедливости: все-таки DC раньше Marvel придумали рисовать комиксы про супергероев, а сюжет про Черного Адама появился на страницах Detective comics аж в 1945 году, Стэн Ли тогда служил в армии и занимался починкой телеграфных столбов, не помышляя о карьере сценариста комиксов. Короче, все как в жизни.

На этот раз перед нами далеко не «Бэтмен» с «Джокером», а вольное продолжение, или, если быть точным, спин-офф «Шазама». Но если «Шазам» был не лишенным некоторого обаяния комедийным боевиком для младшего школьного возраста, то «Черный Адам» выглядит как вполне серьезный, невесть откуда и зачем взявшийся геополитический комментарий. Довольно ретроспективный при этом. Но обо всем по порядку.

2600 год до нашей эры (очень давно, до строительства пирамид и Вавилона). Вымышленное ближневосточное государство Кандак страдает под гнетом жестокого тирана. Древний диктатор обратил свой народ в рабов и заставил их копать землю в поисках эфириума — экзотического металла с магическими свойствами. Из этого эфириума сатрап планирует изготовить мегакорону, чтобы с ее помощью обратить в рабов и соседние государства. Все они одинаковы, эти деспоты.

Но, так же как все автократы до и после него, этот терпит поражение. Один из рабов поднимает восстание, заручается поддержкой живущих под землей волшебников (тех самых, которых фанаты DC видели в фильме «Шазам»), превращается в супергероя и вроде бы свергает злого императора. Монтажная склейка мешает разглядеть, что конкретно случилось во дворце доисторического самодура.

Действие перемещается в наше время, в котором вымышленное государство Кандак продолжает страдать, но уже не по вине очередного преступного самодержца. В стране захватило власть наднациональное вооруженное формирование. Что-то вроде ЧВК Вагнера, но без намеков на русских. Местные злодеи называют себя Интербанда, говорят с британским акцентом и символизируют некие неоколониальные европейские корпорации. Черт его знает, кто это конкретно такие, даже Соловьев с Киселевым в своих эфирах про такое не рассказывали. Интербандиты в черном патрулируют улицы, обижают туземцев, а также взяли под контроль добычу эфириума, которым по-прежнему богаты здешние недра.

Местные партизаны гибнут в неравной борьбе с угнетателями, но никто из них не кричит по этому поводу «Аллах Акбар» и никому не объявляет джихад, хотя обстановка, мягко говоря, обязывает. В отличие от марвеловцев, которые бесстрашно снимают сериалы про мусульман, дисишники сторонятся современных религий. Партизаны — язычники, они поклоняются тому самому рабу, который пять тысяч лет назад сверг тирана.

В поисках его гробницы одна из полевых командирок с небольшой группой соратников забирается в пещеру и находит в ней упомянутую выше мегакорону из эфириума. Командирша хочет использовать силу артефакта против бандитов, но среди ее подчиненных оказывается шпион. В критический момент, окруженная полчищами врагов, гордая женщина востока произносит заклинание и пробуждает древнего супергероя из пятитысячелетней спячки.

Держитесь, это еще не конец экспозиции. Языческий бог убивает отряд интербандитов, потом расправляется с их боевыми вертолетами, уничтожает десятки джипов и несколько крутых летающих байков. Короче, ведет себя не как типичный супергерой типа Супермена или Бэтмена, которые стараются никого не убивать, а сеет смерть с ветхозаветной яростью, испепеляет врагов молниями, с нечеловеческой силой швыряет их на сотни метров, поднимает в воздух и бросает вниз, особо дерзких удостаивает чего-то вроде морталкомбатовских бруталити и фаталити.

Он вызывает этим дикий восторг аборигенов, но привлекает внимание Пентагона и НАТО в лице Аманды Уоллер. В предыдущих фильмах DCEU мисс Уоллер не раз грозила миру третьей мировой войной и представляла американскую военщину во всем блеске ее отрицательного обаяния. В этом Аманда отправляет в Кандак отряд быстрого реагирования, чтобы лишить местных жителей оружия массового поражения, в смысле супергероя.

Формально в распоряжении DC и Аманды Уоллер есть два супергеройских отряда, состоящих из голливудских звезд первой величины: Лига справедливости (Супермен, Бэтмен, Чудо-женщина, Аквамен, Флеш и Киборг) и Отряд самоубийц (Харли Куинн, Бладспорт, Миротворец, Крысолов-2, Король акул и Ласка). Однако пентагоновцы мобилизуют третий неиспользовавшийся раньше и никому, кроме ортодоксальных фанатов комиксов DС, неизвестный отряд «Общество справедливости Америки». Он состоит из Человека-ястреба (супергероя из 1940-х годов в металлических крылатых доспехах, вооруженного булавой), Доктора Судьбы (супергероя-волшебника также из 1940-х, умеющего летать, читать мысли, создавать разнообразные иллюзии и колдовать), Крушителя атомов (супергероя-мутанта, умеющего увеличивать и уменьшать свое тело, которого придумали в 1980-е) и новенькой супергеройши Циклон (комиксы про нее печатают с середины нулевых), которая умеет вызывать и подчинять себе ветер.

«Общество справедливости Америки» подходит к делу ультимативно. Они, как ангелы, спускаются на (или в?) Кандак с неба, окружают Адама и заявляют ему: «Сдавайся или умри, хоть мы и не ведем переговоров с террористами». Но древний бог ни сдаваться, ни умирать не намерен. Не для этого воскресал. Не для этого столько лет ждал в пещере.

Кроме того, по характеристикам он напоминает Супермена: может летать, очень силен, неуязвим для любого человеческого оружия, только вместо лазеров из глаз швыряет в своих врагов молнии. Очевидно, что Аманда Уоллер, Пентагон и НАТО недооценили противника, и чтобы принудить к миру такого сурового парня, им нужно было привлекать свой отряд номер один. Но в расширенной вселенной творится черт знает что, расписание у суперактеров и актрис забито на годы вперед, так что отдуваться за них придется никому не известным новичкам. Разрешению этого нового ближневосточного конфликта и посвящены следующие полтора часа фильма.

Однако и Черный Адам уже не тот, что раньше, хотя понятно в целом, что читатели, которые могли бы помнить, каким он был в 1945 году, уже никому ничего не расскажут. В Википедии написано, что раньше он был злодеем из вселенной Шазама (на самом деле Марвела, но это было еще до создания компании «Марвел» и получения ими авторских прав на это слово, короче, тут черт ногу сломит), терроризировал Ближний Восток, пока не был побежден своим наследником Шазамом (которого тогда называли Марвел).

В фильме 2022 года он, так же как несколько перешедших на светлую сторону злодеев (Морбиус, Бладшот и Веном), поначалу убивает людей. Но, так же как все его предшественники, убивает людей исключительно нехороших — безымянных вооруженных до зубов статистов в масках из британского ЧВК НеВагнера. Поэтому злодеем или антигероем его можно назвать с большой натяжкой. А значит, умертвлять американцев из «Общества справедливости» ему запрещено по сложившемуся за последние годы кинематографическому канону. Сценаристы пишут сцены, в которых герой притворяется злодеем, а зрители притворяются, что не замечают, что он не злодей. И вся эта клоунада продолжается до тех пор, пока на сцене не появляется настоящий злодей, который выглядит так же, только чуть крупнее и другого цвета. Хотя в «Веноме» обошлись и без этого.

Так было в «Морбиусе», так было в «Веноме», так было в «Бладшоте», в «Локи», «Халке» и множестве других супергеройских фильмов. В неимеющей четкой магистральной линии киновселенной DC «Черный Адам» продолжает ее самое жалкое и плагиаторское направление. Это не постмодернистский угар имени Джеймса Ганна и не депрессивный артхаус про Бэтмена с Джокером. «Черный Адам» вслед за «Шазамом» пытается мимикрировать под Marvel и, чтобы делать это убедительнее, заимствует у конкурентов не только карнавальное настроение детского утренника, но и все их самые избитые сюжетные клише.

Как же так вышло? Как такое вообще могло пройти через питчинги, продюсеров, режиссеров, студийных боссов? Похоже, что в DC после увольнения президента студии Уолтера Хамады царит хаос и все решения по поводу «Черного Адама» взял на себя продюсер и исполнитель главной роли по прозвищу Скала. Получившийся в итоге фильм, начисто лишенный индивидуальности и авторского стиля, очень хорошо вписывается в фильмографию самого Дуэйна Джонсона. Это такой фильм-франкенштейн, тут вроде бы все работает, но очень коряво и неестественно, потому что все заимствовано, слеплено из кусочков.

Дуэйн «Скала» Джонсон загорелся мыслью сыграть Черного Адама в начале нулевых, после съемок второй «Мумии». С тех пор он вынашивал эти планы и должен был появиться в образе древнего ближневосточного бога еще в 2019-м, в одном фильме с Шазамом. Но тогда ему пришлось бы играть злодея, которого в конце обязательно победили бы. К такому бывший рестлер оказался не готов и поэтому ждал еще несколько лет, чтобы появиться в статусе центрального персонажа в кино имени себя.

Скала не тратил годы ожидания впустую и подобрал команду себе под стать: безымянных голливудских ремесленников, послушных безыдейных конформистов. Режиссер Жауме Кольет-Серра, которого Джонсон нашел на съемках диснеевского «Круиза по джунглям», вообще никогда не снимал ничего оригинального. У него в активе есть ремейки «Дома восковых фигур» и «Дитя тьмы» а также целых четыре боевика с Лиамом Нисоном. Это его мы должны благодарить за «Пассажира», «Воздушного маршала», «Ночного беглеца» и «Неизвестного».

Сценаристы «Черного Адама» также не могут похвастаться выдающимися успехами. Адам Штикель когда-то написал комедию «Впритык» с Дауни-младшим. А самым известным фильмом дуэта сценаристов Рори Хайнс и Сохраб Ноширвани остается «Мавританец» с Камбербэтчем и Джоди Фостер. Теперь этим ребятам предстояло вписать морально устаревший конфликт, в котором американские супергерои прилетают мочить своего ближневосточного коллегу, в якобы ультрамодный и прорывной супергеройский боевик 2022 года.

Чтобы никто ничего не успел сообразить, сюжет летит с космической скоростью. Доисторическая завязка с древним тираном и восстанием рабов, достойная отдельного фильма, умещается в полторы минуты. Партизанские разборки и поиски макгаффина из эфириума — еще полторы. Пять новых супергероев просто появляются из ниоткуда и улетают в никуда, оставив зрителей в недоумении.

Подождите! Пять новых супергероев! Как их звали, что они делали, как это было? Больше всех жаль в этой ситуации заслуженного артиста Пирса Броснана, который достойно держится в роли доктора Судьбы, но времени у него так мало, что он просто не успевает запомниться хоть чем-то, кроме фишки с размножением самого себя, украденной из «Доктора Стрэнджа».

Чего? Украденной? Не берите в голову! Нужно скорее мчаться дальше, разбираться со следующей проблемой. Все летит, горит и взрывается, а в финале, чтобы забрать с собой в ад творящееся безумие, появляется гигантский демон и целая армия огненных зомби. Какой-то у DC пунктик по поводу рогатых злодеев. Они не помнят, что ли, как выглядели Арес и Степной Волк, которому Снайдер в своем кате приделывал все больше и больше рогов? Если использование таких стереотипов и оправдано чем-то, то только в глазах самых лояльных и невзыскательных зрителей.

Короче, «Черный Адам» — насквозь вторичное, полностью лишенное оригинальности и современности издевательство над аудиторией. В нем нет ни единой свежей мысли. Это просто позор. Если детище Дуэйна «Скалы» Джонсона на что-то и годится, то только на то, чтобы вогнать гроб с телом корпорации DC поглубже в землю.

Удачного просмотра.