Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Храброе «Сердце пармы». Павел Матяж — об экранизации романа Алексея Иванова

алексей иванов
7 октября 2022, 12:22
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В ближайший уикенд в российских кинотеатрах стартует средневековое уральское фэнтези по роману Алексея Иванова.

После экранизации романа «Географ глобус пропил» никому не известный пермский литератор Иванов превратился в российского Джорджа Р. Р. Мартина. Московские киношники наперегонки бросились изучать его творчество и выкупать авторские права. В течение нулевых и десятых на экраны вышли фильмы и сериалы по ивановским романам «Тобол», «Ненастье», «Общага-на-крови» и «Пищеблок», готовятся к выпуску проекты по «Золоту бунта», «Псоглавцам» и даже документальному «Ёбургу». Сегодня во всех кинотеатрах страны стартует «Сердце пармы», полнометражная экранизация романа-эпопеи о становлении и нелегкой судьбе Великого княжества Пермского.

XV век, территория нынешнего Пермского края представляет собой причудливую мозаику из разнообразных этносов, верований, культур и политических интересов. Тут живут славянские переселенцы, которые ставят города и деревни на отвоеванных у туземцев кусочках пармы (так, по словам Иванова, местные пермяки называют особый вид сосново-лиственного леса). В окрестностях русских острогов обитают манси, или вогулы, есть татары, башкиры и другие племена, еще более экзотические и непонятные. Русскоязычное население тут в меньшинстве, православие присутствует скорее номинально, местные поклоняются идолам и говорят на смеси каких-то диалектов (сейчас уже никто толком не знает каких).

Храброе «Сердце пармы». Павел Матяж — об экранизации романа Алексея Иванова
Фото: kinopoisk.ru

На этом дальнем восточном рубеже русского фронтира пытается закрепиться пермский князь Ермолай (Александр Горбатов – «Ненастье», «Тихий дон», «Молодая гвардия»). Он рулит своим уделом культурно, занимается строительством, мирно договаривается с соседними деревнями и старается не злить местных индейцев – вогулов. Но в какой-то момент, не удержавшись, крадет у них священную реликвию – «Золотую бабу», артефакт невероятной ценности (дает владельцу +10 к харизме и магическую способность превращаться в гигантскую компьютерную рысь).

Храброе «Сердце пармы». Павел Матяж — об экранизации романа Алексея Иванова
Фото: kinopoisk.ru

Шутки-шутками, но вогулы, чтобы расплатиться за утраченную драгоценность, устраивают набег на русичей, не оставляют от города камня на камне и вырезают всех колонизаторов, включая самого князя. Спастись удается только матерому воеводе, которого незадолго до смерти сыграл актер Пускепалис, и двум маленьким детям – сыну князя Михаилу и загадочной девочке из местных вогулов по имени Тиче. О судьбе этих двух сироток и повествует «Сердце пармы».

Храброе «Сердце пармы». Павел Матяж — об экранизации романа Алексея Иванова
Фото: kinopoisk.ru

Оригинальный роман был опубликован в 2003-м. В 2005-м за его экранизацию взялся Сергей Бодров-старший. Но съемки все откладывались, и картина попала в производственный ад, как говорят в Голливуде. Фильм менял студии, сценаристы и режиссеры старели и умирали. В начале 2020-х «Парма» оказалась в руках киношников следующего поколения. Хотя Бодрову-старшему все-таки удалось дожить до премьеры и удержаться во вступительных титрах в статусе одного из трех авторов сценария.

Храброе «Сердце пармы». Павел Матяж — об экранизации романа Алексея Иванова
Фото: kinopoisk.ru

Антон Мегердичев начинал как режиссер парфеновских «Намедни», потом снимал довольно сомнительных достоинств фильмы «Бой с тенью-2» и «Темный мир», но в 2017-м в сотрудничестве с Никитой Михалковым сорвал джет-пот – спортивная драма «Движение вверх» стала самым кассовым российским фильмом в истории, заработав в прокате 3 миллиарда рублей. Так что к «Сердцу пармы» Антон подступил в статусе титулованного и зарекомендовавшего себя профессионала, современного режиссера XXI века.

Храброе «Сердце пармы». Павел Матяж — об экранизации романа Алексея Иванова
Фото: kinopoisk.ru

Поначалу это очень хорошо чувствуется. Некоторые моменты, например сцена, где воевода Пускепалис учит молодого князя обращению с мечом, довольно откровенно заимствованы у «Игры престолов». Даже на уровне ракурса. Не говоря уже про костюмы, сценографию и боевую хореографию.

Храброе «Сердце пармы». Павел Матяж — об экранизации романа Алексея Иванова
Фото: kinopoisk.ru

Однако чем дальше и глубже забирается сюжет, тем очевиднее становится, что референсом для Мегердичева и его более пожилых коллег – сценариста Бодрова, да и самого автора текста Иванова – было, скорее, «Храброе сердце». Даже на уровне названия.

Храброе «Сердце пармы». Павел Матяж — об экранизации романа Алексея Иванова
Фото: kinopoisk.ru

Тут можно, конечно, возразить, что любая средневековая история несет в себе некий сепаратистский уклон, феодальные княжества, междоусобицы, раздробленность, гражданские войны, алые и белые розы. Но «Сердце пармы» – роман объемнейший, с множеством сюжетных линий и поворотов. Из него могла получиться и мелодрама о связи русского князя и мансийской колдуньи, и богословская трагедия о крещении Перми в духе позднего Мела Гибсона.

Храброе «Сердце пармы». Павел Матяж — об экранизации романа Алексея Иванова
Фото: kinopoisk.ru

В какой-то степени в фильме есть и то и другое: за секс и мистику отвечает прекрасная, как звезды, актриса из Бурятского русского театра Елена Ербакова, за православие и народность – Евгений Миронов, сыгравший местного батюшку. Но центральным конфликтом «Сердца пармы» режиссер и его сценаристы выбирают военное противостояние Урала и Москвы. Причем решают они этот конфликт в духе уже молодого Гибсона и лепят из москвичей душителей свободы, коррупционеров и негодяев, а пермяки, славяне они, башкиры, татары или вогулы, предстают рыцарями без страха и упрека, борцами за все хорошее против всего плохого.

Храброе «Сердце пармы». Павел Матяж — об экранизации романа Алексея Иванова
Фото: kinopoisk.ru

История пермского князя Михаила (по обыкновению хмурый Александр Кузнецов) оказывается перенесенной на уральскую почву историей Уильяма Уоллеса. Михаил выглядит даже еще более благородно, он, в отличие от шотландского коллеги-сепаратиста, не устраивал завоевательных походов на московские территории, а провинился перед царем Иваном (в роли которого примерно на три минуты появляется Федор Бондарчук) только в том, что правил в те же годы, что и он.

Храброе «Сердце пармы». Павел Матяж — об экранизации романа Алексея Иванова
Фото: kinopoisk.ru

Драматургически сюжет разворачивается по очень похожей схеме. Пермяки, так же как шотландцы, живут в своих горах в гармонии с миром, ничего не замышляют и намерены и дальше тихо пахать и строить. Все начинается со смерти отца, которого москвичи спровоцировали на конфликт с вогулами. В следующей фазе источником проблемы становится женщина. Из-за нее изначально миролюбивый герой, привыкший решать вопросы с помощью дипломатии, превращается в убийцу и завоевателя. И так же как в «Храбром сердце», финальный удар метрополии перечеркивает и судьбу героя, и надежду его родной земли на свободу и независимость. Пермяки обречены, так же как были обречены шотландцы, но они гибнут так, что об этом следует слагать легенды.

Храброе «Сердце пармы». Павел Матяж — об экранизации романа Алексея Иванова
Фото: kinopoisk.ru

Кровопролитнейшее и драматичнейшее сражение пермяков и московитов занимает не меньше 40 минут из почти трехчасового полотна Мегердичева и компании. И, с некоторой натяжкой, принимая во внимание местный колорит, менталитет, особенности военной тактики и нюансы уральского ландшафта, его можно сравнить и с битвой бастардов из «Игры престолов», и с Фолкеркской битвой из «Храброго сердца». А для российского кино это, безусловно, вершина.

Храброе «Сердце пармы». Павел Матяж — об экранизации романа Алексея Иванова
Фото: kinopoisk.ru

Как шедевр киноискусства, выдающийся боевик (они, как правило, не поддаются российским специалистам) фильм и был преподнесен зрителям 44-го московского кинофестиваля. Столичные критики назвали тогда «Сердце пармы» историческим боевиком о собирании земель русских.

Храброе «Сердце пармы». Павел Матяж — об экранизации романа Алексея Иванова
Фото: kinopoisk.ru

Несмотря на то, что на деле он о ровно противоположном, конечно. О том, про что рассказывают все романы Иванова в той или иной степени. Про уникальную уральскую матрицу, горнозаводскую цивилизацию и так далее и тому подобное. Со времен печати Антоном Баковым сами-знаете-каких франков знамя уральской республики не поднималось еще так высоко над ничего не подозревающей московитской публикой.

Удачного просмотра.

Павел Матяж