Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Афроамериканец, гомосексуал и вурдалак входят в джаз-клуб. Павел Матяж – о сериале «Интервью с вампиром»

3 октября 2022, 15:01
Афроамериканец, гомосексуал и вурдалак входят в джаз-клуб. Павел Матяж – о сериале «Интервью с вампиром»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
2 октября на AMC появились две первые серии нового старого вампирского шоу. Культовый фильм 1994 года с Томом Крузом, Бредом Питтом и Кирстен Данст перезапустили в формате сериала. А вечером того же дня продукт нелегально дублировали вездесущие российские пираты.

Американский кабельный канал AMC подарил всему миру «Безумцев», «Проповедника» и «Террор», не говоря уже про величайшее (для некоторых) телешоу на земле «Во все тяжкие» и его симпатичнейший спин-офф «Лучше звоните Солу». Однако сейчас AMC ассоциируется в первую очередь с зомби-эпопеей «Ходячие мертвецы», одиннадцатый и вроде бы последний сезон которой закончится наконец 20 ноября 2022-го.

В этот момент AMC могли бы взять паузу, чтобы восстановить изрядно запятнанную ордами мертвых людоедов репутацию. Но предпочли ввязаться в следующую сатанинскую историю, которую назвали не иначе как Immortal Universe. В смысле Вселенная Бессмертных. Первой главой амбициозного проекта стало «Интервью с вампиром», новое прочтение одноименного романа американской писательницы Энн Райс. Вся эта ситуация как нельзя лучше визуализирует пословицу «рад бы в рай, да грехи не пускают».

Новые прочтения, переосмысления, перезапуски в разной степени старинной классики заполонили эфир. Прямо сейчас миллионы зрителей переосмысляют Толкиена вместе с Amazon, Джорджа Р. Р. Мартина вместе с HBO и Нила Геймана вместе с Netflix. Почему бы не пересобрать заново историю про вампиров с рабовладельческого американского юга? С момента написания первоисточника прошло почти 50 лет, с момента экранизации Нила Джордана – почти 30. Мир за это время изменился до неузнаваемости. Особенно в сфере взаимоотношений полов, или гендеров, как их называет наш президент.

Важнейшим вопросом в растянувшемся на десятилетия «Интервью с вампиром» для многих является сексуальная ориентация героев книги/фильма. Лестат и Луи, Том Круз и Бред Питт делали это? Они провели вместе столько лет, что позавидовала бы даже английская королева. Чтобы что? И в фильме, и в оригинальном романе создатели отвечают на этот вопрос туманно, рассуждая про одиночество, неутоленный голод и все такое прочее. Но то, что было немыслимо в литературе 1976-го и кино 1994-го, никого не смущает в 2022-м. Сегодня подтекст стал текстом.

Лестат де Лионкар, которого в сериале от AMC сыграл австралийский актер Сэм Рид («Возмездие», «Аноним»), и Луи де Пон дю Лак, которым стал Джейкоб Андерсон, более известный как Серый Червь из «Игры престолов», — гомосексуалы, ну или по меньшей мере бисексуалы. «Вечные любовники, верные до гроба», как сказал поэт. Про раздельные или же двуспальные гробы там даже есть соответствующая шутка. На этом строится вся драматургия новой истории, арки персонажей и все, что полагается.

Кроме того, в оригинальных книге/фильме все действующие лица, герой и антигерой, их подопечная Клодия, второстепенные вампирские персонажи и даже журналист из Сан-Франциско в исполнении Кристиана Слейтера — белые. Могли бы все они остаться такими же в XXI веке? Наверное. Но в чем бы тогда заключалась новизна и уникальность этой истории? Зачем вообще снимать новую версию «Интервью с вампиром», если всем так нравится старая?

Стоит изменить цвет кожи одного из героев, и вся конструкция начинает трансформироваться. Инверсия сообщает персонажу психологическую глубину, которую просто не могли написать герою Бреда Питта. В смысле, в XVIII веке на юге США не было ни одного афроамериканского плантатора. Луи и Лестат вообще не встретились бы в этих обстоятельствах.

Поэтому сценаристы «Интервью с вампиром» переносят время действия на сто лет вперед, в первое десятилетие XX века. И превращают страдающего от безделья гораздо сильнее, чем от потери жены, бледнолицего рабовладельца в того, кем он мог бы быть в Луизиане 1900 года, – жесткого чернокожего сутенера, которому принадлежит восемь борделей в районе красных фонарей Нового Орлеана.

Новому Луи некогда заламывать руки на лоне природы. Его жизнь — это череда хитроумных интриг, которые герой плетет, балансируя между уступками и противовесами, чтобы выжить в жестоком мире белых цисгендерных американцев. Кроме того, Луи получает еще и запутанную семейную историю – его сестра выходит замуж, чем вызывает череду истерических сцен с участием их младшего брата, местного священника. Тот уже много лет пытается наставить на путь истинный своего старшего брата-сутенера, а теперь занялся женихом сестры, бизнес которого также вызывает у него вопросы. Черным в те годы было чрезвычайно сложно легально зарабатывать себе на жизнь.

Посреди этого клубка страстей и застает своего будущего компаньона и любовника французский гость, бессмертный вампир Лестат. Сцена соблазнения, которая в оригинальном фильме длится три секунды, в сериале занимает первый, более чем часовой эпизод целиком.

В распоряжении создателей шоу еще по меньшей мере 15 серий. Не успел на AMC выйти первый эпизод «Интервью с вампиром», как продюсеры анонсировали второй сезон. Так что они не торопятся и обстоятельно знакомят зрителей с героями. Презентуют колоритнейшие декорации старого доброго американского юга начала XX века. Экранизируют эпоху, подарившую миру джаз и сформировавшую Фолкнера. И именно эта чарующая, если угодно, атмосфера создает новое «Интервью с вампиром».

Шоураннером сериала стал маститый голливудский профессионал Ролин Джонс («Перри Мейсон» HBO), а режиссером нескольких первых эпизодов – Алан Тейлор, ответственный за множество серий «Игры престолов», «Клана Сопрано», «Подпольной империи», «Рима», «Безумцев», а также второго «Тора».

Впрочем, этого было бы недостаточно, вероятно, если бы не талант актеров. В первую очередь Джейкоба Андерсона, который много лет продирался сквозь второстепенные роли в «Молокососах», «Игре престолов», «Докторе Кто» и множестве других сериалов, пока не заслужил наконец собственное шоу. То, как обаятельный мерзавец Луи превращается в хладнокровного монстра, философствующего посреди номера люкс в дубайском небоскребе, выглядит захватывающе.

Но настоящая удача «Интервью с вампиром» – дуэт Андерсона и Богосяна. Американский актер и драматург, известный российским зрителям как злой гений из «Захвата-2» и ведущий ток-шоу в фильме «Радио», получил в «Интервью с вампиром» от AMC роль Дэниэла Моллоя. У Слейтера в 1994-м было всего несколько минут, чтобы раскрыть своего персонажа, в результате интервьюер как бы самоустраняется и зритель не слышит его голос, не может понять, как он относится к истории. Богосян в 2022-м находится в значительно более выигрышной позиции. Согласно новой трактовке сюжета, журналист Моллой, который пытался взять интервью у вампира в Сан-Франциско середины 1970-х, возвращается к старому материалу через 50 лет, постаревшим, разбитым болезнью Паркинсона, но не утратившим хватку и репортерский цинизм.

Скептическая точка зрения прожженного журналюги жизненно важна для восприятия «Интервью с вампиром». Уставший от мира Моллой не дает столетнему, но не утратившему романтического задора Луи пускаться в пространные рассуждения о свойствах времени и профессионально заземляет все, что он говорит. А это немаловажно, учитывая, что в фильме есть, например, сцена левитации во время гомосексуального полового акта.

Она, вероятно, станет ударом для многих поклонников фильма 1994 года, где вся эта гомоэротика заменялась двусмысленными разговорами посреди океанов пролитой крови, мертвых крыс и крокодилов. Но даже самым яростным консерваторам стоит признать, что обстоятельный рассказ AMC о двух влюбленных упырях на американском юге привносит много нового в вурдалачий канон. И вполне может стать для вампиров тем, чем стали для супергероики «Хранители» от HBO. Новым прочтением мощной, но морально устаревшей истории для нового, более просвещенного и свободного от предрассудков поколения.

Удачного просмотра.