Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Джинн, который меня полюбил. Павел Матяж — о фильме «Три тысячи лет желаний»

9 сентября 2022, 17:45
Джинн, который меня полюбил. Павел Матяж — о фильме «Три тысячи лет желаний»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В российских кинотеатрах – новый фильм Джорджа Миллера. Но это не очередная часть «Безумного Макса», а история любви филологической девы и джинна. В главных ролях – Тильда Суинтон и Идрис Эльба.

Австралийский патриарх кино Джордж Миллер известен как автор увлекательных остросюжетных историй об альтернативном будущем. Однако его новая история рассказывает о не менее увлекательном альтернативном прошлом. Это своего рода «Безумный Макс» наоборот.

Главный герой этой истории – не съехавший с катушек дэпээсник, а чопорная британская тетенька с древнегреческим именем Алетейя, которую играет Тильда Суинтон. Она нарратолог. Эта непривычная для слуха область филологии сосредоточилась вокруг теории нарратива, в смысле повествования. Алетейя изучает истории, мифы, сказки, легенды, всячески препарирует их, сравнивает с другими историями, пытается найти что-то общее и как-то все это систематизировать.

Фото: kinopoisk.ru

Она обожает свою работу, все время проводит в библиотеке, склоняясь над книгами, или ездит в командировки в экзотические страны, чтобы изучить какой-нибудь древний манускрипт или поделиться опытом с зарубежными коллегами на конференции других нарратологов. Так бы она, наверное, и жила до самой смерти, наслаждаясь своими изысканиями, если бы не одно экстраординарное событие, которое случилось с Алетейей на симпозиуме в Стамбуле.

Фото: kinopoisk.ru

Внутри причудливого флакона вроде бы XVII века оказался настоящий джинн. Темнокожий красавец, которого сыграл Идрис Эльба, по традиции предложил своей спасительнице исполнить три ее желания. Практически любые, за исключением бессмертия и прекращения страданий всех людей на Земле. Но у спасительницы проблемы с желаниями. Во-первых, Алетейя самодостаточная, успешная женщина в расцвете сил, она всем довольна, у нее есть все и ничего другого не нужно. Во-вторых, в силу своей специальности она знает все про хитрых джиннов-трикстеров и злополучные три желания, которые во всех сказках неизбежно оборачиваются трагическими последствиями для тех, кто их загадывает.

Фото: kinopoisk.ru

Чтобы как-то расшевелить недоверчивую повелительницу, джинн рассказывает ей историю своей жизни. Оказалось, что не она одна такая нерешительная и скептически настроенная. В разных странах и разные эпохи джинн пытался удовлетворить желания разных женщин. Но ни одна из древних восточных красоток или девушек из более просвещенных времен так и не смогла сформулировать все три. Ответ на вопрос «чего хочет женщина» знал только царь Соломон, но Соломон оказался коварным колдуном и вместо ответа посадил бедного джинна в бутылку. За две тысячи лет размышлений тот так и не нашел разгадку.

Фото: kinopoisk.ru

Так чего же хочет женщина? Алетейя и джинн, Тильда Суинтон и Идрис Эльба, современная наука и древние магические искусства под управлением режиссера Джорджа Миллера 108 минут будут отвечать на этот философский вопрос.

Фото: kinopoisk.ru

Самого Джорджа все это занимает с начала 1990-х, когда он прочитал рассказ английской писательницы Антонии Байетт «Джинн в бутылке из стекла «соловьиный глаз». Австралийский постановщик загорелся желанием экранизировать постмодернистскую псевдовосточную притчу о природе нарратива, где современная Шахерезада и джинн поменялись местами. Но по какой-то причине больше увлекся приключениями поросенка Бейба и императорских пингвинов.

Фото: kinopoisk.ru

Сегодня, уже после своего триумфального возвращения на дорогу ярости, когда новый «Безумный Макс» обласкан критиками и зрителями и считается чуть ли не главным боевиком XXI века, престарелый демиург неожиданно решил вернуться к своему старому замыслу. Возможно, к этому его подстегнула пандемия. Две новые части Макса, которые Миллер запланировал, требовали коллективного творчества множества специалистов и просторов выжженных австралийских пустошей. А «Три тысячи лет желаний» – довольно интровертская, камерная история, почти полтора часа пара главных героев не покидает номера стамбульского отеля Pera, того самого, где Агата Кристи написала «Убийство в Восточном экспрессе», а Хэмингуэй – «Снега Килиманджаро».

Фото: kinopoisk.ru

А может быть, Миллер просто ждал Тильду Суинтон. Блистательная актриса идеально вписалась в образ строгой британской исследовательницы, героини нашего феминистского времени, одновременно отвергающей любые попытки мужчин влиять на ее жизнь и остро нуждающейся в любви. Без нее и суперхаризматического Эльбы «Три тысячи лет» оказались бы, скорее всего, в одном ряду с «Маслом Лоренцо» или «Мертвым штилем», фильмами, снятыми Миллером в девяностые, хорошо принятыми критикой, но, к сожалению, провалившимися в прокате и сегодня совершенно позабытыми.

Фото: kinopoisk.ru

Некоторым историям нужно время, чтобы настояться. И «Три тысячи лет желаний», которым в мае 2022-го аплодировала в Каннах просвещенная Европа, а сегодня весь мир, включая Россию, лучшее тому подтверждение.

Удачного просмотра.