Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Средиземье из параллельной вселенной. Павел Матяж — о сериале «Властелин колец: Кольца власти»

5 сентября 2022, 11:40
Средиземье из параллельной вселенной. Павел Матяж — о сериале «Властелин колец: Кольца власти»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Российские пираты добрались до самого дорогого сериала в истории. Две первые серии амазоновского суперблокбастера уже на торрентах в нескольких нелегальных переводах на выбор.

Пять лет назад толкиенисты всего мира были встревожены драматическими публичными торгами — за наследие Профессора схлестнулись капиталистические супергиганты «Дисней», «Нетфликс» и «Амазон». Сегодня каждый ребенок знает, кто победил тогда. Компания Джеффа Безоса заплатила внукам и правнукам из дома Толкиена 250 миллионов долларов — неплохое наследство и рекордная сумма, когда-либо заплаченная автору литературного первоисточника за права на экранизацию.

Это было невероятно интригующе. Питер Джексон потратил на производство каждой из частей своей трилогии по «Властелину колец» около 90 миллионов долларов. А Amazon выкладывает 250 только за права. Что же конкретно приобрели подчиненные Безоса за эти дикие деньги? Выкупили вообще все, включая никогда не издававшиеся черновики? И что же они теперь будут с ними делать? Но подробности сделки не разглашались.

Никто ничего не знал до начала промокампании «Колец власти». Но когда она началась, удивлению толкиенистов всего мира не было предела. Выяснилось, что никакого конкретного произведения амазоновцы за свои 250 миллионов так и не получили.

Подчиненные Безоса выступали на разных конвентах, ивентах и интервью и говорили, что их новый сериал «Властелин колец: Кольца власти» не является экранизацией «Властелина колец», «Хоббита», «Сильмариллиона» или даже «Детей Хурина». Что все это совершенно новая история, которая происходит в сеттинге, параллельном толкиеновскому Средиземью. Там есть эльфы, орки, тролли и гномы, Саурон, Галадриэль, Гиль-Галад, Феанор, Финрод, Элронд, Келебримбор и многие другие. Но это (внимание!) совершенно новые персонажи, которые действуют в рамках оригинального сценария, а тот не имеет к произведениям Толкиена прямого отношения. Средиземье из параллельной вселенной. Толкиенисты всего мира крутят пальцами у виска.

Волны ненависти, которые сегодня принято называть «хейтом», обрушились на Amazon и «Кольца власти» сразу после публикации первых трейлеров, хотя в них не показали практически ничего, кроме эпических валинорских ландшафтов. Надо сказать, что толкиенисты выделяются среди других фанатских сообществ своей суровой, почти религиозной нетерпимостью. Трилогию Питера Джексона в свое время поливали грязью несколько лет за конъюнктурность и отсебятину — Джексон решил не показывать Тома Бомбадила, Золотинку и спецоперацию по освобождению Шира, но непомерно расширил сюжетный функционал Арвен, которой в оригинале было посвящено буквально пару предложений. То же самое и за то же самое досталось «Хоббиту», в ходе экранизации которого Джексон придумал и прикрутил к сказке Толкиена нового женского персонажа — эльфийку Тауриэль. А ведь это было в нулевых, когда феминистическое движение было в самом зачатке.

В «Кольцах власти» женщин стало намного больше: еще одна эльфийская воительница, человеческая мать-одиночка, несколько очень активных мохноногих (мохноногами тут называют хоббитов) и бодипозитивная гномиха-негритянка. Судя по трейлерам и кадрам из фильма, это еще не все, в следующих сериях появится как миниум еще одна нуменорская правительница. Толкиенисты всего мира уже несколько дней выражают по этому поводу бурное негодование, минусуя сериал на imdb, rotten tomatoes и metacritics. В России официально «Кольца власти» никто не показывает, но русскоязычные толкиенисты уже все посмотрели и негодуют на «Кинопоиске».

Логика в этом есть, конечно. Девчонок в произведениях Толкиена было раз-два и обчелся. В «Хоббите» ноль женских персонажей, во «Властелине колец» формально чуть больше, человек пять на несколько тысяч страниц. Некоторых, как Арвен, просто упомянули, что, дескать, есть такая, другим, вроде Галадриэль, досталось по нескольку реплик. Поучаствовать в действии удалось только роханской царевне Эовин, правда, для этого ей пришлось переодеться мужчиной. Даже в начале 20-го века, когда профессор создавал свои шедевры, это выглядело слегка архаично.

Но Толкиен и не был типичным британским писателем своего времени. Он был историком и филологом, который всю жизнь изучал мифы и легенды древних кельтов, германцев и скандинавов. Фэнтезийная вселенная Средиземья, «Сильмариллион», «Хоббит» и «Властелин колец» основаны на этих легендах про рыцарей, королей и колдунов. На мужских историях про мужиков в мужском мире. Поместить в этот мир толпы эмансипированных женщин — это примерно так же тупо и самонадеянно, как переснять «Секс в большом городе» с четырьмя мужиками в главных ролях. Именно поэтому в отзывах обычных зрителей о первых двух сериях «Колец власти» можно прочитать слова «кощунство», «надругательство», «святотатство», «глумление», ну и все такое прочее.

Это, конечно, не значит, что смотреть новый амазоновский сериал невозможно, что это плохо сделано. Это все еще Средиземье. Кроме того, в отличие от питерджексоновского «Властелина колец», действие в котором происходило на закате эльфийских государств, в эпоху общего упадка и темные времена, тут, совсем напротив, самый расцвет эльфийского и гномьего могущества. Вторая эпоха, если вы понимаете, о чем речь.

Амазоновские художники и дизайнеры потратили годы жизни и миллионы долларов на создание священных для каждого толкиениста локаций: легендарного царства гномов Казад-Дум, эльфийского королевства Линдон, Валинора, Нуменора и очень много чего еще.

От местной архитектуры и ландшафтов невозможно оторвать глаз, чего только стоят Тельперион и Лаурелин, два валинорских мегадерева, которые выполняли там функции Солнца и Луны. Эльфийские и гномьи доспехи и оружие, разнообразные скульптуры и малые архитектурные формы, одежда, обувь, посуда, мебель и прочее убранство выполнены безукоризненно, с большой любовью и уважением. Так круто, что даже сравнить особенно не с чем.

А то, что заправляют посреди всей этой божественной красоты несколько современных активных тетенек, это в некотором смысле неизбежность. В такие времена мы все живем. Воинствующим же толкиенистам хочется пожелать терпения. Все-таки еще пять сезонов впереди.

Удачного просмотра.