Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Хреновая жизнь — прекрасное кино». Что иранские режиссеры предложат российским зрителям вместо Голливуда

«Хреновая жизнь — прекрасное кино». Что иранские режиссеры предложат российским зрителям вместо Голливуда
Фото: Ирина Смирнова, 66.RU
В середине мая глава культурного представительства при посольстве Ирана в РФ Масуд Ахмадванд пообещал российским зрителям, что мультфильмы, фильмы и сериалы исламской страны выйдут в российский прокат и приятно удивят аудиторию. Правда, он не уточнил, какие именно ленты покажут в России. На закрытии фестиваля дебютных работ «Одна шестая» корреспондент 66.RU поговорил с председателем жюри — иранским режиссером, сценаристом и продюсером Мехди Фардом Гадери о том, что сейчас происходит с кинематографом в его стране и о том, что общего у иранского и русского кино.

— Иранское кино в последние годы все чаще появляется в прокате и собирает призы на кинофестивалях. В частности, ваша лента «Сын» взяла главный приз на Московском. Драма «Коммивояжер» Асгара Фархади — собрала больше всех наград в 2016 году в Каннах, а через год картина получила еще и «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. В российский прокат выходила еще одна — «Свинья». Скажите, с чем это связано? Индустрия стала активнее развиваться?

— Мне кажется, каждый режиссер хочет показывать свои картины по всему миру, это нормально. Интерес может быть вызван тем, что Иран - малоизвестная страна и многие хотят с ней познакомиться, изучить, погрузиться в культуру, почувствовать атмосферу. А фестивали такую возможность предоставляют. Понимаете, иранское кино — оно максимально про жизнь, режиссер может найти вдохновение в любой истории, его делают не разумом, а чувствами. И если язык могут понимать не все, то проявление чувств, в какой бы стране оно не было, люди всегда понимают.

«Хреновая жизнь — прекрасное кино». Что иранские режиссеры предложат российским зрителям вместо Голливуда
Фото: Ирина Смирнова, 66.RU

— А какие бывают иранские фильмы? В Голливуде — блокбастеры, в Болливуде — танцы и песни, в Европе — авторское кино. Что сейчас снимают в Иране?

— Обычно иранское кино бывает двух видов. Одно направление — это коммерческое кино, но, пардон, оно, правда, не очень хорошего качества, как правило, это комедии. У нас нет блокбастеров или научно-фантастических фильмов. Второе направление — те фильмы, которые попадают на фестивали: драматические. Это наша сильная сторона. У нас непростая история, непростая ситуация, так что кинематограф напрямую обращен к реальной жизни. Но не исключено, что когда-то я сделаю свою первую научную фантастику.

— А что в таком случае волнует иранских режиссеров, о чем они говорят в своих фильмах, почему драма — ваша сильная сторона?

— Мне кажется, потому что авторов волнуют очень какие-то чувствительные, возможно, болезненные моменты, которые касаются всех людей. Режиссер — это тот, кто обращает внимание на детали. Тот, кто может найти интерес в чем угодно и рассказывать на любую тему. Один из величайших режиссеров иранского кино Аббаса Киаростами однажды сказал, что Иран — рай для кинематографистов и худшее место для жизни, и это правда. В нашей стране у режиссеров есть тысячи вариантов того, о чем снимать фильмы, но чаще всего они очень трагичные. Вы знаете, после Второй мировой войны Франция делала самые лучшие фильмы в мире. Потому что когда у тебя хреновая жизнь, у тебя прекрасное кино.

«Хреновая жизнь — прекрасное кино». Что иранские режиссеры предложат российским зрителям вместо Голливуда
Фото: Ирина Смирнова, 66.RU

— А о чем это прекрасное кино у вас сейчас?

— Чаще всего авторы обращаются к социальным проблемам, моя последняя картина рассказывала о проблемах женщин в нашей стране. Выбор зависит от режиссера, все разные предметы для изучения берут. Иран — не типичная страна, у нас очень интересная культура, люди сильно отличаются друг от друга. Например, если в Иране объехать пять городов, то будет ощущение, что ты пять разных стран посетил. Это удивительно и прекрасно одновременно, что все уживаются вместе. Мы разные, но мы все равно вместе, потому что все мы люди.

— Какие картины или работы каких режиссеров стоит посмотреть, чтобы понять, что такое иранское кино?

— Аббаса Киаростами — лучший иранский режиссер (называют «иранским Тарковским» прим.ред.) его можно сравнить с такими величинами у вас как Никита Михалков или Андрей Звягинцев. Например, если бы меня спросили, какого русского режиссера смотреть, то я бы сказал однозначно — посмотреть все фильмы Андрея Звягинцева. Потому что когда ты смотришь его картины, создается такое ощущение, что ты оказываешься в раю. Вот с Аббасой Киаростами — то же самое, необходимо смотреть просто все его фильмы.