Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Планы на выходные: четыре экранизации криминального чтива с Жан-Полем Бельмондо

16 июля 2022, 11:11
Планы на выходные: четыре экранизации криминального чтива с Жан-Полем Бельмондо
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Для 66.RU директор компании «Стратагема-Е» Владислав Чарсов вспомнил случаи, когда французский актер дважды играл персонажей одних и тех же романов. Желающие могут прочитать книги и сравнить варианты экранизации.

«Некий Ла Рокка» (1961 год; в России — «Месть марсельца») и «Приносящий беду» (1972 год) — по роману Жозе Джованни «Отлученный»)

Писать книги Жозе Джованни (настоящее имя — Жозеф Дамиани) начал в тюрьме, куда попал в 1945 году как соучастник вооруженного ограбления. В перестрелке погибли его дядя и старший брат. После трех лет следствия Джованни приговорили к смертной казни. Благодаря хлопотам его отца президент Франции заменил гильотину на 20 лет исправительных работ, из которых Джованни отсидел одиннадцать.

Известность ему принес роман «Дыра» о неудавшемся побеге заключенных. После одноименного фильма, вышедшего на экраны в 1960 году, книги Джованни стали пользоваться спросом у издателей «Черной серии».

Картина «Некий Ла Рокка» по роману «Отлученный» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли появилась годом позже. По сюжету, корсиканский гангстер Ла Рокка приезжает в Марсель, чтобы вытащить из тюрьмы своего друга, в автомобиле которого полицейские обнаружили труп кандидата в мэры и орудие убийства, подброшенное конкурентами. Попутно он отправляет на тот свет местного сутенера и забирает его казино, но дальше все идет не по плану.

Джованни фильм не понравился, как не нравились и другие экранизации его книг — «Авантюристы» (в СССР — «Искатели приключений», собравший большую кассу), «О!», «Взвесь все риски» и один из лучших фильмов Жана-Пьера Мельвиля «Второе дыхание». Мельвиль оценивал писательские способности Джованни невысоко, полагая, что хорошая память помогает тому пересказывать истории, услышанные от сокамерников, не заботясь о логических нестыковках. Ценность романа «Отлученный» Мельвиль видел в достоверном изображении уголовной среды Марселя.

Полностью посмотреть его можно здесь.

В 1970 году Джованни, начавший к тому времени снимать кино, предложил зрителям авторскую версию «Отлученного», где Ла Рокку, у которого из всех рук стреляют пистолеты, снова сыграл Бельмондо, согласившийся войти в эту реку дважды. Фильм получился интереснее, хотя вершиной творчества Джованни его не назовешь. В истории французского кино он остался как режиссер уголовных драм «Двое в городе» с Жаном Габеном и Аленом Делоном и «Последнее известное место жительства» с Лино Вентурой и Марлен Жобер.

«Старший Фершо» (1963 год) и «Старший Фершо» (2001 год; в России — «Свободное падение») — по роману Жоржа Сименона «Дело Фершо»

У Сименона, написавшего около 200 романов, много проходных вещей, но незаслуженно забытый «Дело Фершо» (в России его издавали всего два раза — текст проще найти в интернете) — большая удача.

По сюжету, финансового магната Дьедонне Фершо с подачи тайных недоброжелателей собираются арестовать и отдать под суд за убийство трех негров в Южной Америке, где он сколотил состояние и потерял ногу. Фершо надеется уладить дело благодаря связям в верхах, в крайнем случае — опубликовать компромат на правительственных чиновников и бежать из Франции. В помощники он нанимает молодого человека Мишеля Моде, которого — это выяснится позже — интересуют деньги Фершо.

Продюсер, купивший права на экранизацию романа, хотел, чтобы проходимца Моде играл Ален Делон — тот даже подписал контракт, но затем передумал и нашел юридическую лазейку, позволявшую не платить неустойку. Роль предложили Бельмондо — он согласился при условии, что режиссером будет Мельвиль, с которым они уже сделали два фильма — «Стукач» и «Леон Морен, священник».

Примерно тогда же миллиардер Говард Хьюз, уставший от судебных разбирательств с американскими властями, тоже нанял себе секретаря и на несколько лет пропал со всех радаров. Вдохновленный этой историей, Мельвиль снимал фильм про условного Говарда Хьюза. От безнадежного и жуткого финала, придуманного Сименоном, он отказался.

38 лет спустя Бельмондо снова снялся в «Старшем Фершо» — теперь мини-сериале. Ему досталась возрастная роль, а секретаря сыграл Сами Насери. Картину поставил Бернар Стора, работавший помощником режиссера у Жана-Пьера Мельвиля, Анри-Жоржа Клузо, Джона Франкенхаймера, Жака Дере и Алена Делона. При большом хронометраже в фильм вошли сцены из романа, от которых отказался Мельвиль.