Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Артхаус для олигарха. Павел Матяж — о фильме «Главная роль»

4 июля 2022, 10:57
Артхаус для олигарха. Павел Матяж — о фильме «Главная роль»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Кинопрокатная компания «Про:взгляд» протащила в российский прокат лихую испано-аргентинскую фестивальную комедию, которая не получила никаких наград в прошлогодних Каннах и Венеции, но запомнилась первой полноценной совместной работой Антонио Бандераса и Пенелопы Крус.

Испанский фармакологический магнат по имени Умберто (Хосе Луис Гомез, известный по ролям в фильмах Педро Альмадовара «Разомкнутые объятия» и «Кожа, в которой я живу») после своего восьмидесятилетия задумался о вечном. Но не в смысле о душе или боге с ангелами, а наоборот, о том, что оставить после себя, какой-то след, что-то вещественное, конкретное. Поначалу он решает построить мост, назвать его своим именем и подарить городу. Но потом вспоминает, что у него уже есть непонятно чем занимающийся благотворительный фонд и пустующий культурно-досуговый центр. И решает снять кино. Великий артхаусный шедевр, лучший фильм всех времен, чего бы это ни стоило.

Сам престарелый олигарх не очень разбирается в кино, но готов полностью финансировать съемки. За бешеные деньги он покупает права на роман, получивший Нобелевскую премию по литературе. А наняв за чуть менее бешеные самую современную режиссерку Лолу Куэвас (Пенелопа Крус) и суперактеров Феликса Риверу (Антонио Бандерас) и Ивана Торреса (Оскар Мартинес), начинает думать, что все «Оскары», «Глобусы» и золотые пальмовые ветви у него в кармане. И правда, что тут может пойти не так?

Фото: kinopoisk.ru

Но режиссерский взгляд и творческий метод модной постановщицы оказываются чересчур экстравагантными. А именитые актеры — слишком разными по темпераменту и взглядам на профессию. Феликс — звезда Голливуда, коммерчески востребованный актер боевиков и мыльных опер, а Иван — известный в профессиональных кругах театральный деятель, основатель собственной школы актерского мастерства. Они никогда не встречались на съемочной площадке, но заочно презирают друг друга.

Фото: kinopoisk.ru

Лоле недостаточно заочного противостояния, она постоянно сталкивает актеров-антиподов лбами, провоцируя истерики и конфликты. Ведь роман называется «Противостояние», так пусть зрители почувствуют взаимную неприязнь главных героев.

Фото: kinopoisk.ru

Суперзвезды с готовностью ведутся на провокации. Вместо профессионализма и выдающихся актерских способностей они демонстрируют заносчивость, тщеславность, завистливость и склочность. Постоянные пикировки между двумя испанскими мачо превращают репетиции в скандалы, соперничество Феликса и Ивана перерастает в открытую вражду. Смогут ли они вообще работать и снять что-нибудь в такой обстановке?

Фото: kinopoisk.ru

Хотя это не так важно, ведь «Главная роль» — фильм о фильме. Аргентинские режиссеры Мариано Кон, Гастон Дюпра сделали пародию на артхаусное кинопроизводство и представили его в основном конкурсе в сентябре 2021 года на 78-м Венецианском кинофестивале. Дополнительная ирония заключается в том, что в оригинале картина называется Competencia oficial, в смысле «Основной конкурс». Все это — о внутренней кухне философских фильмов не для всех, мотивации богемных суперхудожников, признанных и непризнанных гениев. Кулуарные, закулисные байки.

Фото: kinopoisk.ru

В последнее время этот жанр, ну или направление, пользуется популярностью. Фильмы о режиссерах и актерах практически каждый год получают номинации на «Оскар» и борются там за призы. Правда, чаще всего это еще и искусствоведческое такое кино, там рассказывают о выдающихся киношниках прошлого, реальных, как сценарист Герман Манкевич из фильма «Манк» Дэвида Финчера, или выдуманных, как Рик Далтон из «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино. И, да, фильмы эти, как правило, голливудские и про Голливуд.

Фото: kinopoisk.ru

«Главная роль» — попытка зайти с тем же материалом на территорию более взыскательных европейских кинофестивалей, препарировать жизнь их более высоколобых участников. Все эти Годары, Альмадовары и фон Триеры — тоже живые люди из плоти и крови. Пенелопа Крус и Антонио Бандерас играют тут пародии на самих себя — самовлюбленных нарциссов, мечтающих о вечной славе, пальмовых ветвях, «Оскаре». Театральный актер Оскар Мартинес театрально возмущается самому факту существования киноконкурсов: как можно оценивать произведения искусства, устраивать между ними конкуренцию, состязания, как будто это бег или футбол? Впрочем, и он сам, тайком от коллег, репетирует гипотетическую оскаровскую речь. Все это довольно забавно и, возможно, недалеко от истины, Кон и Дюпра — завсегдатаи европейских киношных форумов.

Фото: kinopoisk.ru

Однако реальные члены жюри реальных киноконкурсов не оценили иронию аргентинских постановщиков. Ни на одном из фестивалей, ни в Венеции, ни в Торонто, ни где-то еще, Кон и Дюпра не получили никаких наград. Так что формально великий артхаусный шедевр и лучший фильм всех времен состоялся не вполне. Но, может быть, как раз поэтому он получил настолько широкий прокат, что дошел до зрителя даже в России.

Удачного просмотра.