Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Нашествие кузнечиков-мутантов. Павел Матяж — о фильме «Мир Юрского периода: Господство»

28 июня 2022, 11:08
Нашествие кузнечиков-мутантов. Павел Матяж — о фильме «Мир Юрского периода: Господство»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Кинокомпания Стивена Спилберга Amblin выпустила шестую серию своей динофраншизы. В новом сюжете герои всех предыдущих фильмов (персонажи Сэма Нила, Лоры Дерн, Джеффа Голдблюма, Криса Пратта, Омара Си, Брайс Даллас Ховард и других) объединяются, чтобы остановить полчища гигантской доисторической саранчи.

Динозавровселенная Стивена Спилберга, мир, где генетически клонированные динозавры живут на Земле одновременно с людьми, существует уже 30 лет. За это время вокруг древних рептилий было создано целое направление, новый жанр в индустрии развлечений: по всему миру открыты десятки тысяч парков, наполненных в разной степени реалистичными фигурами ящеров, изготовлены и проданы миллиарды игрушек, книжек, раскрасок, комиксов, видеигр и очень много чего еще. Люди хотят прикоснуться к динозаврам, хотят играть, быть с ними вместе, заполучить собственного динозавра, ну и так далее.

Однако в базисе, заводских настройках спилберговских ящеров, были заложены хоррор-элементы. С самого первого фильма мрачный дядька в кожаной куртке мешал детишкам веселиться и предостерегал: динозавры – это вам не игрушки, игры с ними закончатся очень плохо. И повторял, как мантру, что «жизнь всегда найдет выход». Выход неизменно находился. В каждом новом фильме динозавры обязательно вырывались на свободу и начинали буйствовать.

Впрочем, серьезных жертв и разрушений компьютерные монстры не причиняли – поедали только злодеев, друг друга или, намного реже, каких-то нейтральных персонажей второго, третьего плана, а уничтожали в основном собственные вольеры, ну или какие-то сооружения неподалеку. Короче говоря, действовали безопасно и в рамках франшизы. Объяснялось это обычно тем, что по большей части динозавры были отделены от людей и жили на каких-то необитаемых островах, окруженных океанами, а если и перевозились на материк, то в надежных клетках. Со временем монотонность декораций и травоядность экшена ожидаемо утомила публику. Каждый новый фильм обходился продюсерам дороже предыдущего, а зарабатывал в прокате все меньше.

Нашествие кузнечиков-мутантов. Павел Матяж — о фильме «Мир Юрского периода: Господство»
Фото: kinopoisk.ru

И вот в шестом фильме Universal, Amblin, Спилберг и режиссер Колин Треворроу решили изменить игру и дали Миру Юрского периода последний шанс. Они открыли все клетки, разрушили стены и выпустили гигантских доисторических рептилий к людям.

Нельзя сказать, что это нереальное новаторство – во втором фильме Спилберг уже запускал тиранозавра в типичный американский мегаполис. За последние десять минут «Парка Юрского периода – 2» он навел шороху в прибрежных районах Сан-Диего, переворачивая автобусы и пожирая светофоры. А здесь не десять минут, а целых два с половиной часа, и не один тирекс, а толпы разнообразных травоядных и хищных чудовищ. Вот это будет мясо!

Но нет. Вопреки предсказаниям доктора Малькольма, жизнь, вырвавшаяся на свободу, не обернулась глобальной катастрофой для человечества. Миллионы лет эволюции, разделяющие динозавров и хомо сапиенс, вообще никак не отразились на коммуникации этих видов. Диноапокалипсис, заявленный в трейлере, оказался не более чем рекламной уткой.

Утки в Центральном парке научились мирно сосуществовать с птеродактилями, брахиозавры объедают вершины секвой в Йеллоустоуне, туристы фоткают стада анкилозавров, щиплющих траву на каких-то холмах, паразавры носятся по Техасу наперегонки с мустангами, а трисератопсы бродят по Африке вперемешку со слонами. Хищники тоже не особенно досаждают людям: мосазавры ловят рыбу, аллозавры и некоторые ящеры поменьше участвуют в гладиаторских боях, рапторов завербовали в армию и спецслужбы.

Сам Малькольм (по-прежнему великолепный Джефф Голдблюм) из теоретика хаоса и борца с системой также превратился в корпоративного служащего. А может, он всегда им был. И вся борьба с владычеством корпорации InGen, которую Ян вел на протяжении нескольких фильмов франшизы, была щедро оплачена конкурентами из не менее зловещей корпорации BioSyn.

Нашествие кузнечиков-мутантов. Павел Матяж — о фильме «Мир Юрского периода: Господство»
Фото: kinopoisk.ru

Глава конкурентов Льюис Доджсон выглядит и ведет себя как Стив Джобс, но фанаты франшизы должны помнить его по самому первому фильму – там он был мелким служащим и пытался купить у жадного хакера из InGen образцы ДНК динозавров.

После банкротства и окончательного падения InGen в финале пятой части, BioSyn превратилась в лидера на рынке биотехнологий. Они построили собственный парк, вывели кучу экзотических динозавров, не задействованных в предыдущих фильмах. Но потом сделали следующий, возможно, слишком радикальный для миллионов детей и подростков всего мира шаг.

Нашествие кузнечиков-мутантов. Павел Матяж — о фильме «Мир Юрского периода: Господство»
Фото: kinopoisk.ru

Динозавры больше не являются приоритетным направлением корпорации и, соответственно, главным аттракционом «Мира Юрского периода: Господство». Зрелища зрелищами, но только хлеб сможет обеспечить стабильный рост корпоративной прибыли в 21 веке, когда население планеты вплотную приблизилось к 8 миллиардам. Чтобы достичь господства на этом рынке, Доджсону и его организации нужны не анкилозавры, гигантозавры, карнотавры или тирексы с велоцирапторами, а особый вид доисторической саранчи. Довольно крупной, размером с голубя примерно.

Нашествие кузнечиков-мутантов. Павел Матяж — о фильме «Мир Юрского периода: Господство»
Фото: kinopoisk.ru

Корпоративные генные инженеры во главе с доктором Генри Ву (Б. Д. Вонг в очередной раз вернулся к роли злого гения от генетики) бросили на выведение мегасаранчи все силы. А затем выпустили своих кузнечиков-мутантов на поля конкурентов по хлебному бизнесу, чтобы убедить фермеров покупать семена у BioSyn, а не где-то еще. Но несколько перестарались. Мутировавшая саранча справилась с задачей намного эффективнее, чем было запланировано. И теперь угрожает продуктовой безопасности США, а значит, и всего остального мира.

Нашествие кузнечиков-мутантов. Павел Матяж — о фильме «Мир Юрского периода: Господство»
Фото: kinopoisk.ru

Возможно, это тоже перебор. После всех этих лет самым страшным и опасным существом на планете объявлена гигантская саранча. На борьбу с ней отправляются звезды двух предыдущих «Миров Юрского периода» Крис Прэтт и Брайс Даллас Ховард, на подмогу к ним командирован Омар Си и легендарные палеонтологи прошлого – доктора Алан Грант и Элен Сеттлер. Их седовласые исполнители Сэм Нил и Лора Дерн вернулись к своим ролям двадцать лет спустя. Из-за кузнечиков?

Нашествие кузнечиков-мутантов. Павел Матяж — о фильме «Мир Юрского периода: Господство»
Фото: kinopoisk.ru

Да, совсем не этого ждали от Amblin, Universal, Спилберга и Треверроу миллионы мальчиков и девочек всего мира. Через три недели проката «Господство» демонстрирует худшие сборы для фильмов динофраншизы. 600 миллионов долларов против 1,6 миллиарда «Мира Юрского периода» и 1,3 миллиарда «Мира Юрского периода – 2».

С другой стороны, 600 миллионов долларов нельзя назвать финансовым провалом, так что продюсеры уже объявили заключительную часть трилогии «Мир Юрского периода» «прологом к новой трилогии, в которой людям придется приспосабливаться к жизни с доисторическими хищниками». Может быть, там они наконец кого-нибудь сожрут?

Удачного просмотра.