Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Планы на выходные: пять книг о науке и искусстве

11 июня 2022, 11:11
Колонка
Планы на выходные: пять книг о науке и искусстве
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
В колонке 66.RU кураторы второго блока Лаборатории молодого художника в Уральском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина рассказывают о книгах, которые могут быть полезны каждому.

Джеймс Глейк, «Хаос. Создание новой науки»

Фото: обложка книги; Анна Коваленко, 66.RU

Виталий Черепанов, куратор лаборатории «Парк вольный Екатеринбурга. Как жить в месте»:

— Книга рассказывает об ученых, которые открывали и исследовали хаотические системы. Очень важная для меня книга. Все, что я узнавал из практики — эмпирически, — я не мог объяснить, и эта книга очень поддержала меня! Блокбастер про науку!

Филип Дик, «Стигматы Палмера Элдрича»

Фото: обложка книги; Анна Коваленко, 66.RU

Анна Черепанова, куратор лаборатории «Парк вольный Екатеринбурга. Как жить в месте»:

— Эта книга помогает приблизиться к пониманию того, что такое «Наборы Черепановых». Действие романа происходит в XXI веке. Под руководством Организации Объединенных Наций человечество колонизировало все пригодные для жизни планеты и Луны в Солнечной системе. Как и во многих романах Дика, в «Трех стигматах» используется множество научно-фантастических концепций и содержится несколько слоев реальности и не реальности. А также роман полон философских идей — это одна из первых работ Дика по изучению религиозных тем.

Кио Маклип, «Птицы, Искусство, Жизнь: год наблюдений»

Фото: обложка книги; Анна Коваленко, 66.RU

Екатерина Юшкевич, куратор лаборатории «Прошлое и его агенты»:

— Последняя книга, которая мне очень понравилась, — это Кио Маклир «Птицы, Искусство, Жизнь: год наблюдений». Не могу сказать, что ее обязательно нужно прочитать всем, кто занимается искусством, — напротив, это очень простой как будто необязательный текст, подкупающий своей скромностью. Маклир использует классный термин «случайная птица». «Случайная птица» — это обычная птица, но не любая. Особенность случайной птицы в том, что ее встречают там, где ее быть не должно (в неестественной для нее среде обитания). Например, журавль в Чертаново или снегирь в Сочи. Когда что-то в системе ломается, ты понимаешь, что за этим есть какая-то история. В своей художественной практике я тоже ищу «случайную птицу».

Стивен Барбер, «Антонен Арто. Взрывы и бомбы. Кричащая плоть»

Фото: обложка книги; Анна Коваленко, 66.RU

Ольга Комлева, куратор лаборатории «Художник в постдраматическом театре»:

— Книга посвящена великому экспериментатору, предвестнику многих театральных новаций, изобретателю «театра жестокости» Антонену Арто. Он был актером, драматургом и режиссером, но вошел в историю в основном как теоретик театра, предвосхитивший многие театральные тенденции 60–70-х, связанные с практиками постдраматического театра. Именно он одним из первых отказался от нарратива и сюжета как такового, его театр — это театр жеста, движения и живой боли. Он предлагал не изображать, а натурально проживать все события и ситуации, физически ощущая каждое действие. Правда напоминает многочасовые перформансы Яна Фабра, в которых перформеры измождали себя физически и буквально падали без сил, например, как в знаменитой «Горе Олимп». Или перформанс Ромео Кастеллуччи «Инферно», где в первые минуты тело самого автора начинает терзать стая агрессивных собак (Кастеллуччи был в защитном костюме, но от этого эффект от происходящего не меньше).

Ханс-Тис Леман, «Постдраматический театр»

Фото: обложка книги; Анна Коваленко, 66.RU

Ольга Комлева, куратор лаборатории «Художник в постдраматическом театре»:

— Без этой книги никуда, это просто маст хэв любого человека, интересующегося современным театром. В ней очень подробно разъяснены все причины возникновения постдраматического театра в 70-х годах прошлого века. Почему и как это случилось. Почему новый театр не постмодернистский, а именно постдраматический. Скрупулезно разобраны все характеристики и отличительные особенности постдраматического театра — деконструкция или отсутствие текста, новая телесность актера/перформера, междисциплинарный подход, приближенность к текущему моменту (рефлексия на настоящее), создание событий и ситуаций, вовлечение зрителей в процесс действия и др.