Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Разговоры бурундуков среднего возраста. Павел Матяж – о фильме «Чип и Дейл спешат на помощь»

6 июня 2022, 09:35
Разговоры бурундуков среднего возраста. Павел Матяж – о фильме «Чип и Дейл спешат на помощь»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Главный хит недели на пиратских торрентах — возвращение мультипликационных героев 1990-х. На этот раз – в виде полнометражного фильма с элементами компьютерной графики.

Непрекращающаяся волна ремейков, ребутов, камбэков, реюнионов, перезапусков и спин-оффов докатилась и до диснеевских мультсериалов из 1990-х. Пик популярности телешоу «Чип и Дейл спешат на помощь» пришелся на 1991 год. У нас антропоморфных бурундуков и их друзей – мышей Рокфора, Гайку, муху Вжика показывали по первой программе Центрального телевидения в телепередаче «Уолт Дисней представляет» в последний год существования СССР. Обычно в паре с «Утиными историями». Американским и советским зрителям, которые тогда угорали за Чипа и Дейла, сейчас лет по сорок.

Стендап-комики из команды The Lonely Island Акива Шаффер, Энди Сэмберг и Йорма Такконе смотрели «Чип и Дейл спешат на помощь» вместе со всеми. И вот сейчас, в июне 2022 года, совместно с Walt Disney Pictures выпустили на американские и европейские экраны полнометражный художественный фильм с тем же названием. Живые актеры и обычные съемочные локации соседствуют там с мультипликационными персонажами, причем нарисованными в разных стилистиках и анимированными разными способами. Как в знаменитом фильме Роберта Земекиса «Кто подставил кролика Роджера» и некоторых других, значительно менее известных.

Так же как в фильме Земекиса, Чип, Дейл и все прочие мультяшки — жители особенной вселенной. Только здесь они не изолированы в Мульттауне, а живут в Лос-Анджелесе и, вероятно, в других городах США и всего остального мира, бок о бок с обычными людьми из плоти и крови. Занимаются обычными делами: учатся в школах, женятся, разводятся, пьют по утрам кофе и уходят на работу. Работа у них тоже вполне обычная. В смысле, у Земекиса все мульты были киноактерами и работали в Мульттауне над разными фильмами. А у Шаффера, Сэмберга и Такконе мультяшки везде — в магазинах и офисах, в ресторанах и барах, на телевидении и в газетах, в полиции и ФБР даже. Впрочем, главные герои как раз таки актеры.

Чип и Дейл познакомились в школе. В их классе кроме человеческих детенышей учились мультяшные единорожиха, жирафиха и носорог, но других бурундуков не было. Так что парни старались держаться вместе. После окончания школы два лучших друга отправились покорять Голливуд и через несколько непростых лет ролей в рекламе и массовках получили собственное телешоу.

Три года бурундуки были на вершине успеха, но не выдержали испытания славой. Дейлу предложили собственное шоу, пародию на бондиану «Дейл с двумя нулями». Взыграли амбиции, и знаменитый дуэт распался. Потеряв одного из главных актеров, продюсеры «Чип и Дейл спешат на помощь» закрыли сериал. «Дейл с двумя нулями» не прошел дальше пилотной серии. А Чип, Дейл, Гайка, Рокфор и Вжик из преуспевающих актеров превратились в неудачников, преисполненных сожалений. Жизнь бурундуков, так же как и человеческая, полна упущенных возможностей.

Через тридцать лет только Дейл все еще пытается жить прошлым и каким-то образом зарабатывать на былой популярности. Он сделал себе CGI-операцию, превратился в 3D-мультяшку и теперь разъезжает по конвентам и раздает автографы фанаткам, которых, правда, можно пересчитать по пальцам. Без Чипа его никто не узнает. Чип, который всегда был реалистом, скептиком и прагматиком, давно забыл про телешоу и зарабатывает продажей страховок. Гайка вышла замуж за Вжика и родила ему сорок детей. Рокфор совсем опустился. Подсел на особый, очень дурнопахнущий сыр и задолжал Банде Долины, опасным мультяшкам, которые промышляют в Голливуде изготовлением и продажей подделок.

С исчезновения бедолаги Рокфора и начинается детективная история, которая заставила бывших друзей через тридцать лет собраться и снова работать вместе. Переругиваясь и беспрестанно цитируя самих себя из старых серий «Чипа и Дейла», они бродят по Лос-Анджелесу в поисках зацепок. А у сценаристов и режиссеров появляется возможность блеснуть своим остроумием и вывалить на зрителей тонны пасхалок.

Балу из «Книги джунглей» заделался ведущим праздников, эльф Добби снимается в рекламе, динозавры играют в рок-группе, Скелетор и Хи-Мен так же, как Дейл, продают блокноты и авторучки со своими изображениями на комиконе, куклы из Маппет-шоу участвуют в подпольных боях без правил, а люди-кошки из недавнего с треском провалившегося CGI-мюзикла обитают на помойках Зловещей долины — жуткого места на окраине города, куда попадают плоды неудачных экспериментов голливудских художников-постановщиков и видеодизайнеров. Там же работает фабрика по переработке непроданных рекламных сувениров. Тонны пластиковых Шреков превращают на ней в биотуалеты.

Самым страшным преступлением в этой голливудской вселенной является плагиат. Тут сценаристы намекают на американскую студию The Asylum, которая уже тридцать лет производит подделки и прекрасно зарабатывает, выпуская параллельно настоящим официальным релизам кино под названием «Сокровище Да Винчи», «Пираты Острова Сокровищ», «Терминаторы», «Принцесса Марса», «Титаник-2» и многое другое.

Никто не ждал ничего хорошего от перезапуска «Чипа и Дейла». Наверняка и диснеевские продюсеры это понимали, когда отдавали проект банде нью-йоркских стендаперов. А получилась довольно жесткая, ядовитая сатира, черная комедия, высмеивающая современный Голливуд, его циничный конвейер по производству шедевров, выбрасывающий на обочину потускневших звезд и немедленно заменяющий их новыми.

Да, новые «Чип и Дейл» больше не выглядят как детский фильм. Но, возможно, это лучшее, что могло с ними случиться через тридцать лет после выпуска.

Удачного просмотра.