Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Фашизм не пройдет. Павел Матяж — о фильме «Где Анна Франк?»

6 мая 2022, 15:42
В российских кинотеатрах премьера антифашистского бельгийско-французско-нидерландско-люксембургского мультфильма от знаменитого израильского автора и лауреата множества премий Ари Фольмана.

Анимационная лента «Где Анна Франк?» наделала шума в Каннах в 2021-м, должна была выйти в России в ноябре того же года, но перенесена, вероятно, из-за коронавируса. Сегодняшней премьеры тоже могло не быть. За два дня до нее МИД РФ сделал ряд шокирующих заявлений по поводу евреев. Сергея Лаврова горячо поддержали антисемитски настроенные политики и общественные деятели. И судьба «Анны Франк» в России 2022 года снова повисла на волоске. Мультфильм на два дня пропал из кинотеатрального анонса — в последнее время это не означает ничего хорошего.

Но обошлось. И «Анна Франк», пусть и не так широко, как какие-нибудь «Крылья над Берлином», вышла в российских кинотеатрах.

Дневник Анны Франк — одно из самых известных документальных свидетельств Холокоста, одновременно является литературным памятником, срезом эпохи и так далее и тому подобное. Он переведен на 70 языков, издан и регулярно переиздается во множестве стран, адаптирован для разной аудитории.

Фото: kinopoisk.ru

Литература по поводу и мотивам этого дневника насчитывает сотни томов. Все выжившие члены семьи, друзья, знакомые Анны написали по книге мемуаров. Кроме этого, многие серьезные и не очень историки Холокоста издали масштабные исследования жизни этой бедной еврейской девочки. Существуют спектакли об Анне Франк, документальные и художественные фильмы об Анне Франк. В Амстердаме и многих других европейских городах ее именем названы улицы, больницы и школы, библиотеки, театры и многое другое.

Фото: kinopoisk.ru

Она превратилась в бренд и стала частью культурной идентичности Голландии наравне с Рембрандтом. Хотя Рембрандт писал в Голландии картины, наслаждаясь свободой творчества, а бедная Анна провела в стране тюльпанов два самых страшных года своей жизни, скрываясь от фашистов в крохотной комнатке без окон.

Фото: kinopoisk.ru

Реальная судьба ребенка, личность маленькой девочки, пубертатного подростка затерялась среди всех этих официальных чествований и монументов. Ари Фольман, как чутко чувствующий автор, не мог не обратить внимание на этот диссонанс. Ведь и он сам в некотором смысле жертва Холокоста — его папа и мама были узниками Освенцима в то же самое время, что и Анна Франк. В 2019 году Фольман, вслед за Артом Шпигельманом, автором «Мауса» — душераздирающего комикса об ужасах фашистских концлагерей, сделал графическую версию дневника Анны Франк.

Фото: kinopoisk.ru

Мультфильм развивает идеи комикса. Нарисованные в похожей стилистике персонажи — Отто, Эдит, Марго, Ван Пельсы, Пфеффер и сама Анна, ожили в руках аниматоров. Но не они одни. Для того чтобы перебросить мост от событий восьмидесятилетней давности к сегодняшнему дню, к современным голландцам и прочим европейцам, Фольман вытаскивает со страниц дневника Китти — вымышленную подругу Анны, к которой девочка обращалась все годы заточения, пока была лишена общения с живыми детьми.

Фото: kinopoisk.ru

Рыжеволосая Китти сходит со страниц дневника и обретает телесную форму в музее Анны Франк, среди толп японских туристов. Словно призрак из фильмов про Гарри Поттера, Китти выглядит и чувствует себя такой, какой ее представляла и описывала Анна. Получается, что она — девочка из 1940-х годов и помнит только то, что написано в дневнике. Она не понимает, где находится, не знает, что случилось с Анной и ее родными и отправляется на поиски. «Где Анна Франк?» — спрашивает она каждого встречного.

Фото: kinopoisk.ru

Гуляя по современному Амстердаму, она встречает жителей города: вот пожилые степенные тетеньки с собачками, вот бородатый хипстер за столиком возле кофешопа, а вот голландские полицейские пакуют в автобусы семейство нелегальных мигрантов. Автобусы увозят бедолаг в неизвестном направлении, совсем как евреев из дневника Анны Франк, те тоже уезжали на некий кошмарный «Восток» и больше никогда не возвращались.

Фото: kinopoisk.ru

Взгляд воображаемой подружки Анны Франк цепляется именно за эти детали, ее волнуют униженные, гонимые, презираемые и оскорбленные, такие же, как она сама. Параллели, которые проводит Ари Фольман, довольно прозрачны, его намеки сложно интерпретировать как-то иначе.

Пожилой израильский мультипликатор обрушивается на европейцев с критикой и предъявляет им довольно суровые обвинения. Да, толстые и довольно миролюбивые нидерландские полицейские не похожи на инфернальные фигуры фашистов. Во флешбэках, воспоминаниях Анны, немцы носят длинные черных плащи, каски и маски и выглядят как назгулы или дементоры, жуткие безликие призраки, демоны из преисподней, помеченные свастиками. Голландские копы с виду совсем не такие, но делают они при этом то же самое. Среди музеев и больниц, библиотек и театров, на улицах и мостах имени Анны Франк они охотятся на несчастных мигрантов, как на диких зверей, садят их в клетки и отправляют на Восток.

Фото: kinopoisk.ru

Людям нужно кого-то ненавидеть и преследовать. Фольман озвучивает этот неудобный, но, к сожалению, актуальный тезис словами самой Анны Франк: в Турции преследовали армян, в Мексике — апачей, в Германии — евреев. До недавнего времени многие европейцы во всех своих бедах склонны были винить нелегальных мигрантов. Впрочем, возможно, в недалеком будущем их приоритеты изменятся.

Удачного просмотра.