Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Хипстеры против китайцев. Павел Матяж о сериале «Эпидемия-2»

1 мая 2022, 10:16
Хипстеры против китайцев. Павел Матяж о сериале «Эпидемия-2»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
В онлайн-кинотеатре PREMIER продолжается суперпопулярное российское постапокалиптическое шоу. Не все герои перенесли первый сезон. Так что во втором московских выживальщиков дополнила компания питерцев во главе с Юрой Борисовым, который, правда, родом с Уралмаша.

Первый сезон «Эпидемии» предсказал коронавирус. Это принесло его создателям мировую славу и контракт с «Нетфликсом». В нынешние времена о сотрудничестве с западными платформами можно забыть, но сценаристы «Эпидемии-2» продолжают свои пророчества. От некоторых из них кровь стынет в жилах.

В 2022 году коронавирус уже не кажется такой страшной опасностью. А создатели «Эпидемии» хорошо чувствуют конъюнктуру. Так что и в сериале про смертельный вирус все как-то немного забыли.

Впрочем забыли они не только про пандемию. В первой серии второго сезона сценаристы решили обойтись без собственных главных героев. Возможно, это как-то связано с тем, что новый сюжет шоу является плодом совместного творчества продюсеров, режиссеров и сценаристов Романа Кантора, Алексея Караулова, Андрея Иванова, Дмитрия Тюрина и Фридерики Брин. Главная героиня романа и альтер-эго авторки оригинального текста Яна Вагнер сгорела заживо в супердраматическом финале первого сезона. Так что в дальнейшем шоураннеры обходятся без литературной основы. Даже несмотря на то, что Яна Вагнер написала для своего «Вонгозера» продолжение.

Новый сюжет «Эпидемии» вообще выглядит как спин-офф. Сначала зритель погружается в суровые будни карательной бригады. В первом сезоне российские военные выполняли самые что ни на есть злодейские функции, только и делали, что расстреливали женщин и детей. Не армия РФ, а фашистская зондеркоманда какая-то.

В реалиях 2022 года за подобное очернение российской армии положена статья. Так что уже через две минуты один из спецназовцев снимает свой шлем имперского штурмовика и оказывается милейшим Юрой Борисовым, всеми любимым добрым гопником Российской Федерации. Он предотвращает очередной массовый расстрел российских избирателей, убивает командира и дезертирует.

Чуть позже очеловеченный спецназовец натыкается посреди девственного леса на компанию питерских хипстеров. Принято считать, что люди творческих профессий совершенно неприспособленны для выживания после апокалипсиса. Но несмотря на это, художники и фотографы устроились вполне себе неплохо. Они празднуют жизнь в крепкой и стильной избушке в скандинавском стиле, курят дурь, пьют коньяк и гоняют в дизайнерских шмотках. Возможно, у ребятишек не очень прокачаны сила, выносливость, интеллект, ловкость и восприятие, но удача совершенно точно на максимально высоком уровне.

Бедовые москвичи из первого сезона на контрасте с сытыми и пьяными питерцами выглядят еще большими лузерами. Сценаристы возвращают зрителям любимых героев во второй серии сезона. После пожара, который уничтожил их жилище, бывшие столичные жители ютятся в заброшенной воинской части, загаженной радиоактивными отходами. Патроны почти закончились, из еды остался только гриб чага. Правда, у персонажа Робака по утрам латте – потеряв от голода те немногие представления о морали, которые у него были, он сосет молоко из груди своей жены Марины (она потеряла ребенка в конце первого сезона, если кто-то вдруг не в теме). Хотя, вопросы морали тут больше обсуждать некому.

От окончательной деградации, радиации и голодной смерти горе-выживальщиков спасает разведывательный отряд китайцев. Невольно, конечно. Армия КНР, которой создатели пугали телезрителей весь первый сезон, во втором значительно расширила свое влияние на сюжет.

Чтобы спастись от интервентов, герои убегают в лес и обнаруживают там поселение язычников. Те ничего не знают ни про какой коронавирус, поклоняются Перуну, Ярило и Хорсу, совершают жертвоприношения и живут в своеобразной исторической реконструкции Древней Руси. Так что с третьей серии в «Эпидемии» начинается «Солнцестояние».

По итогам этих трех серий можно сказать, что создатели учли большинство нареканий фанатов к первому сезону. Москвичей разбавили жителями других больших российских городов, а монотонное роуд-муви по заброшенным спивающимся деревенькам разнообразили другими экзотическими местами. Ну и весна наконец наступила, так что безжизненный снежный ландшафт сменила зеленая травка.

Но это не значит, что «Эпидемия» потеряла все свои суровые достоинства. Без авторки оригинального текста герои продолжили смачно ругаться и трахаться, а питерская иллюстраторка Алена из скандинавской лакшери-избушки оказалась еще более двуличной стервой, чем уже хорошо знакомые фанатам первого сезона московские красотки Аня, Ирина, Марина и Полина. Видимо, в апокалипсис берут только самых жестких девчонок.

Для того чтобы подчеркнуть этот тезис, сценаристы демонстрируют зрителям очень милую туристку из Берлина Соню. Она не выглядит безумной истеричкой и виновата только в том, что слишком много ест. Но долго она так, похоже, не протянет: чувство вины, а также милые русские мальчики и девочки уже через двадцать минут экранного времени доводят толстуху до попытки самоубийства. Так что уравновешенная и позитивная немка тут просто визуализирует балабановскую поговорку «что русскому хорошо – немцу смерть».

В новом сезоне шоураннеры так лихо тасуют референсы, что даже страшно представить, что ждет нас всех в следующих сериях. Учитывая то, с какой периодичностью их прогнозы сбываются. Пандемия уже есть, спецоперация в процессе, тотальное расчеловечивание в ассортименте. Китайской интервенции только не хватало.

Удачного просмотра.