Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
— Автобиографическая книжка британской писательницы написана в год, когда она, переехав в Нью-Йорк к своему возлюбленному, очутилась одна в чужом городе. Лэнг, гуляя по мегаполису и заглядывая в архивы и библиотеки, описывает опыт различных «одиночеств» художников, активистов, квир-персон, жертв СПИДа (среди героев — Питер Худжар, Энди Уорхол, Дэвид Войнарович, Валери Соланас). Избавлению от одиночества текст не особо помогает, но его проживанию — да. К этой книге можно обратиться, когда вы ощущаете свою изолированность и недостаток поддержки.
Для меня в тексте Лэнг важно было прочитать: не все раны нужно исцелять, не все шрамы уродливы, а искусство, возможно, лучше остальных практик позволяет это понять.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
— Маршалл Маклюэн — канадский медиа-теоретик, глубоко повлиявший, а во многом и сформировавший понимание того, как работают средства коммуникации и передачи информации. Его фундаментальный труд «Понимание медиа: внешние расширения человека» многие могут счесть сугубо профессиональным, кто-то может намекнуть, что с 1964 года книга могла и устареть. Однако, как показывает время, актуальность его работы в эпоху постправды только растет.
С одной стороны, можно рассматривать его книгу как пособие по выживанию, адаптации и сохранению своей субъектности в условиях единой нервной и когнитивной системы, которой стал для нас интернет. С другой, поражает, с какой точностью Маклюэн отражает в своей работе, как развитие человека переплетено с развитием технологий, в том числе и информационных, и то, как средства коммуникации определяют жизнь людей.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
— Самую пронзительную и животрепещущую историю становления современного искусства России 90-х рассказывает Александр Бренер. Его книга «Жития убиенных художников» («Гилея», 2016) наполнена приключениями, размышлениями и сомнениями автора — активного участника тогда еще формирующейся московской художественной сцены. В то время Бренер оценивает процессы критически — его высказывания происходят в форме акций на грани бунтарства, хулиганства и вандализма. Эта критическая риторика продолжается и в самой книге — пожалуй, такой же яркой, как и акции художника.
Автор атакует, парирует и мечется в сомнениях, эмоционально погружая читателя в свои мытарства. Бренер ставит вопросы, каким может быть искусство и возможно ли оно в мире, наполненном ложью и цинизмом. Сегодня, безусловно, эти вопросы снова обретают актуальность.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
— Книга посвящена любительской фотографии в России конца XX — начала XXI века. Любительская фотография рассматривается как своеобразный «язык», который используется для передачи визуальных сообщений. В монографии делается попытка реконструировать систему неписаных правил и конвенций этого «языка», стоящих за визуальными «высказываниями». Одни из таких правил касаются того, что снимать, другие — как, третьи — кому и когда это показывать.
Исследование основано на фотографиях и альбомах из государственных и частных коллекций, наблюдениях и интервью, а также произведениях художественной литературы и фильмах, относящихся к изучаемой культуре, дискуссиях на интернет-сайтах.
«У меня есть убеждение, что фотография настолько глубоко проникла в нашу жизнь, что мы порой не задумываемся, почему мы нажимаем на пуск (а сейчас на сенсорный экран), когда хотим что-то сфотографировать. Почему при разных ситуациях нам важно, чтобы в кадре был один человек, а в других это не играет никакой роли? Почему мы считаем некоторые фотографии бракованными?
Эта книга как раз про визуальное бессознательное. Будет полезно разобраться, почему люди себя так по-разному визуально репрезентируют».
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
— Пока мы пребываем с открытыми глазами, мы каждую секунду совершаем выбор — на что смотреть и как воспринять увиденное. Посмотреть на что-нибудь — это как дотронуться: всегда означает вступить с этой вещью в некоторые отношения.
В книге «Как смотреть на мир» Николас Мирзоев предлагает контекстуализировать то, на что мы смотрим, и проанализировать то, как стремительно мобильные технологии и социальные сети меняют мировоззрение глобального большинства. В главе «Как смотреть на себя» автор подробно рассматривает феномен селфи и показывает, как сегодня цифровой перформанс наших «я» становится основной формой общения.
Селфи — прямое свидетельство того, что теперь наши тела одновременно находятся и в Сети, и в физическом мире, и каждую секунду глобальное большинство смотрит само на себя через фронтальную камеру и ленту соцсетей. В главе «Как мы понимаем зрение» автор предлагает осмыслить опыт зрения именно как опыт — а не индивидуальное чувство, — подумать о зрении как о коллективном вычислительном процессе, в котором мы постоянно учимся друг у друга смотреть и осмыслять увиденное.
«Как смотреть на мир» — очень медленная книга с большим объемом исторической информации. Я сама читаю ее уже на протяжении года и рекомендую к медленному погружению на двух уровнях — и как теоретическое пособие, и как практическое руководство к тому, что сам автор называет «визуальное мышление».