Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Мишель Йео в мультивселенной безумия. Павел Матяж – о фильме «Всё везде и сразу»

8 апреля 2022, 14:06
Мишель Йео в мультивселенной безумия. Павел Матяж – о фильме «Всё везде и сразу»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Надежда на то, что в России будет показан новый фильм Marvel про Доктора Стрэнджа и мультивселенную безумия, утрачена на неопределенный срок. Но продюсеры независимой американской студии А24, похоже, предвидели это, подсуетились и сделали для нас более дешевый, китайский вариант.

Впрочем, последнее — это шутка, конечно. Да, научно-фантастическая фишка «Всё везде и сразу» напоминает некоторые фрагменты бесконечной истории от Marvel, и да, денег на спецэффекты студия А24 потратила существенно меньше, чем могла бы себе позволить мышиная корпорация. Но это не значит, что фильм — китайская подделка, не заслуживающая внимания.

Величайшая независимая студия А24 за последние годы подарила нам такие потрясающие фильмы, как «Солнцестояние», «Маяк», «Лобстер», «Минари», «Легенда о Зеленом рыцаре», «Макбет», «Проект «Флорида», «Убийство священного оленя», «Леди Бёрд», «Перестрелка», «Лунный свет», «Побудь в моей шкуре», «Лок», «Ровер», «Элитное общество» и «Отвязные каникулы». И, судя по всему, они не собираются сбавлять обороты. Настоящие гении в расцвете сил, на пике творческих возможностей.

Фото: kinopoisk.ru

Режиссерами их нового шедевра стали Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт, ответственные за фильм «Человек – швейцарский нож». Пол Дано и труп Дэниела Рэдклиффа были прекрасны и удивительны, фильм прогремел на «Санденсе» и некоторых других фестивалях. Но «Человек – швейцарский нож» был во всех смыслах фильмом камерным (благодаря задумке сценариста, конечно), рассказывал скорее о внутреннем мире героя, представлял монолог, беседу протагониста с самим собой.

Фото: kinopoisk.ru

Новая работа творческого дуэта Кван/Шайнерт куда более амбициозна. Чуваки замахнулись на «Матрицу», ни больше ни меньше. Но эта новая улучшенная китайская версия «Матрицы» (вот только не надо воспринимать слово «китайская» как что-то уничижительное), которая учитывает весь прошедший за эти 20 с лишним лет кинематографический бэкграунд, вмещает в себя все новейшие ультрамодные тенденции, весь самый современный метаультрамегамодерн.

Фото: kinopoisk.ru

«Матрица» 1999-го сегодня действительно выглядит довольно старомодно. Более того, как показала многострадальная четвертая часть, сестры Вачовски за двадцать лет не так уж далеко продвинулись в постмодернистском переосмыслении и рефлексии по отношению к собственному вневременному шедевру. Не такой уж он вневременной, как оказалось.

Фото: kinopoisk.ru

А может быть (сейчас я сформулирую довольно спорный тезис, но по-другому никак), вселенная «Матрицы» так забуксовала потому, что это вселенная холостяков и одиночек. Если не больше. Вселенная, задуманная гомосексуалами (вообще не хочу ничего плохого сказать про них). Она не предполагала продолжение рода. В ней не было детей.

Фото: kinopoisk.ru

Нео и Тринити захлебывались от любви друг к другу, готовы были спасти или уничтожить весь мир ради этого. Однако с возрастом их чувства изменились, они вообще забыли про них. Но как же это может быть? Ведь это была их суть, естество, сила, душа их персонажей. Их любовь не должна была выдерживать испытание временем. Тысячеликий герой по определению не может создавать семью, давать потомство и растить детей. Он погибает молодым, жертвуя собой, и все такое прочее.

Фото: kinopoisk.ru

Поэтому четвертая «Матрица» выглядит так странно. Поэтому во всех рейтингах и хит-парадах только первая «Матрица» занимает первые места и лидирует, только она безупречна и логична, только она устраивает всех без исключения пользователей. Остальное уже вызывает вопросы. Может быть, всего этого вообще не стоило снимать?

Фото: kinopoisk.ru

Кван и Шайнерт учли все это. И сделали новым Нео – ну или там новым доктором Стрэнджем, новым Мессией – Эвелин Вонг, пожилую китайскую женщину, которую играет заслуженная голливудская актриса Мишель Йео («Мемуары гейши», «Завтра не умрет никогда», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Пекло», «День курка», «Шан-Чи и легенда десяти колец»). И это выглядит как дурная, расистская, шовинистская шутка только на первый взгляд.

Фото: kinopoisk.ru

Вокруг Эвелин царит постоянный хаос. Ее попытки контролировать все везде и сразу только усиливают неразбериху. Ее микробизнес терпит крах из-за категорической невозможности заполнить налоговую декларацию. Ее брак трещит по швам — ее задерганный и вечно извиняющийся подкаблучник-муж пытается подсунуть ей на подпись иск о разводе (думает, что благоверная не заметит. Как бы не так!). Ее тяжелобольной и находящийся в глубоком маразме отец нуждается в постоянном уходе, которого измученная дочь никак не может ему оказать. Ее пубертатная дочь притащила знакомиться свою новую татуированную герлфренд. И все это накануне китайского Нового года и праздника для клиентов, который героиня Мишель Йео собралась провести с большим размахом.

Фото: kinopoisk.ru

Именно в этот момент, когда хаос и паника накрывают Эвелин с головой, когда до встречи с инфернальной налоговой инспекторшей (лучшая роль «королевы крика» Джейми Ли Кертис за многие годы) остались считаные секунды, с китайской версией Нео связалась китайская версия Морфеуса. И началось безумие.

Фото: kinopoisk.ru

Чтобы не испортить сюрприз, я не стану описывать детали и механику этого дела, могу лишь заметить, что, по крайней мере в сравнении с трейлерами нового «Стрэнджа» и прочими современными мультивселенскими референсами, тем, что происходило в сериале «Что если» или последних сериях «Человека-паука», «Всё, везде и сразу» выглядит очень достойно. А в плане юмора и самоиронии это просто прыжок выше головы, невероятно круто. Мишель Йео нужно немедленно отдать все «Оскары», а всем стендап-комикам и сценаристам комедийных шоу немедленно бросать все дела и смотреть не отрываясь, сжимая в руках блокнот, ну или что там они привыкли сжимать.

Фото: kinopoisk.ru

Перейду к сути. Эта версия «Матрицы» – китайская не в смысле культуры. Ну то есть да, там есть смешные цитаты из фильмов Карвая или каких-то гонконгских кунг-фу боевиков, но дело не в этом. Эта версия «Матрицы» для семейного человека, отца, матери, сына, дочери, ну и так далее там. Главный конфликт тут происходит не между избранным и силами вселенского зла, не между богом и дьяволом и даже не между мужем и женой. А между мамой и дочкой. Это конфликт поколений. Просто мама с дочкой не слышат друг друга, и теперь существование жизни во вселенной зависит от их способностей к восприятию.

Фото: kinopoisk.ru

Так что можно сказать, что и у российских миллениалов, поколения Z появилась собственная «Матрица» с блэкджеком, шлюхами и очень много чем еще. И они могут гордиться и наслаждаться этой новой увлекательной вселенной со страшной силой. По крайней мере, целый месяц, пока не скачают пиратскую версию нового «Стрэнджа» с каких-нибудь адских торрентов. Если, конечно, мы все проживем этот месяц.

Удачного просмотра.