Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Японцы ставят Чехова в Хиросиме. Павел Матяж о фильме «Сядь за руль моей машины»

2 апреля 2022, 17:33
Японцы ставят Чехова в Хиросиме. Павел Матяж о фильме «Сядь за руль моей машины»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Режиссер японской новой волны Рюсукэ Хамагути экранизировал короткий рассказ Харуки Мураками и превратил его в трехчасовой разговор о личностном кризисе драматурга средних лет. Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке 2022 года.

Кино начинается в кровати. Голая японская женщина занимается сексом с голым японским мужчиной. Рассказывает ему историю про старшеклассницу, которая тайком пробирается в дом к своему однокласснику и мастурбирует на его кровати, заливая слезами подушку. Потом она оставляет в ящике его стола гигиеническую прокладку. Чтоб одноклассник и его властная мама знали, что она была здесь. А в прошлой жизни она была миногой.

Утром голая японская женщина уже не помнит, что рассказывала, и мужчина пересказывает ей ее собственную историю. Ее зовут Отто Кафуку (Рэйка Кирисима «Шерлок», «Норвежский лес», «Убывающая Луна»), она знаменитая сценаристка, а его — Ёсуке Кафуку (Хидэтоси Нисидзима, «Ветер крепчает», «Куклы»), он драматург и театральный режиссер, ее муж. Вместе они превращают фрагменты оргазмических откровений в киносценарии, которые пользуются огромным спросом в кино и на телевидении. У них все хорошо.

Фото: kinopoisk.ru

Однако в следующей сцене муж попадает в анекдотическую ситуацию. Его вылет отменили, пришлось вернуться домой, где он застал жену с молодым актером, исполнителем главной роли в очередном суперуспешном сериале. Ёсуке незаметно покидает квартиру и впредь делает вид, что ничего не заметил, откладывая неприятный разговор на неопределенный срок. Но жена внезапно умирает от инсульта, оставляя его наедине с чувствами обиды и утраты одновременно.

Фото: kinopoisk.ru

Но фильм на этом не заканчивается, а только начинается. Все это была прелюдия к настоящему действию. Вступительные титры и заголовок зрители увидят только через час после того, как окажутся в зале. Впереди еще два часа страданий, блужданий и переживаний одинокого японского мужчины среднего возраста.

Фото: kinopoisk.ru

Это все потому, что рассказ «Сядь за руль моей машины» — часть сборника Мураками «Мужчины без женщин», который, в свою очередь, называется так в честь одноименного сборника рассказов Хемингуэя.

После смерти жены режиссер отправляется в Хиросиму, чтобы поставить в местном театре пьесу «Дядя Ваня» Антона Павловича Чехова. Еще одну историю про кризис среднего возраста. Хемингуэй, Мураками, Чехов, Ёсуке Кафуку и сам режиссер и автор сценария Рюсукэ Хамагути. Череда личностных кризисов накладываются один на другой, нарративы переплетаются. Мужчины заламывают руки и на разные голоса скорбят о неполучившейся жизни, нереализованности, потерях ориентиров и смысла продолжать бороться, когда потеряно главное — любовь.

Фото: kinopoisk.ru

Впрочем, женщин в жизни несчастного драматурга Кафуку хватает, их явно больше, чем у героев Хемингуэя, и даже больше, чем у Чехова в «Дяде Ване». Ведь кроме актрис, задействованных в пьесе, у Ёсуке есть его шоферка. Администрация театра настояла на том, чтобы режиссера возил на работу и с работы специально обученный человек, профессиональный водитель, которым оказалась угрюмая девочка со шрамом Мисаки Ватари (Токо Миура «Шерлок», «Динамитные граффити»).

Фото: kinopoisk.ru

Девочка со шрамом переживает схожую трагедию. Она все время молчит, Ёсуке тоже не разговорчив, но со временем, видя, как ловко, невозмутимо и бережно Мисаки водит его старенький потрепанный SAAB, драматург проникается к девочке. Ведь им обоим нужно чем-то лечить душевные травмы.

Фото: kinopoisk.ru

«Сядь за руль моей машины» сделал Хамагути настоящей звездой. Все предыдущие годы, когда в Каннах и на «Оскаре» привечали корейских кинорежиссеров, японцы готовились. И вот в 2021-2022 наступил час триумфа Рюсуке Хамагути и всего современного японского кино. Три премии в Каннах, четыре от Национального общества кинокритиков США, «Золотой глобус», премия BAFTA и «Оскар» за «Лучший иностранный фильм». В Екатеринбурге его показывают два кинотеатра: «Синема Парк Алатырь» и «КАРО 10 Радуга Парк».

Удачного просмотра.