17 марта на платформе «ОККО» стартовал новый сезон сверхуспешного телешоу от одиозного Сарика Андреасяна. Режиссер, которого традиционно презирают и поднимают на смех отечественные кинокритики, снова побил все рекорды зрительской популярности. Статистика просмотров утверждает, что первый сезон «Чикатило» был просмотрен не менее 13 миллионов раз. Это очень много для российского сериала. Больше только у третьего сезона «Бывших».
Новый сезон начинается в зале суда. Сарик на время забывает про клиффхэнгер, заимствованный из «Молчания ягнят», который он подвесил в финале первого сезона. Толком эта сцена так и осталась не раскрыта. Но если вы все-таки готовы к небольшому спойлеру, то можно сказать, что, так же как в оригинальном фильме про Ганнибала Лектера, вся королевская рать явилась на порог совсем не к тому человеку, в то время как к маньяку на обед пожаловала новая жертва.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Андреасян последователен в своей непоследовательности. Дмитрий Нагиев, внезапно и непонятно как оказавшийся за решеткой, цитирует реальные задокументированные речи Чикатило в зале суда. Однако Дмитрий по-прежнему не похож на свой чудовищный прототип ничем, кроме накладных зубов и роговых очков. Высокий и худой, циничный и жесткий Чикатило резко контрастирует с оплывшей под слоями грима тушей Нагиева, мимика и пластика которого по-прежнему из репертуара прапорщика Задова.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
В судебных сценах и эпизодах, где Чикатило еще не пойман, Нагиев напоминает персонажа из ранних песен «Агаты Кристи» — сбежавшего из цирка клоуна, который хочет покарать тех, кто посмел смеяться над ним. Сарик продолжает чудить с монтажом: вот маньяк снимает штаны в зале суда, а вот непринужденно кушает супик у себя на кухне, кровь из откушенных сосков бездыханных жертв смешивается с этим супиком так же непринужденно.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Однако все это мы уже так или иначе обсуждали в рецензии на первый сезон «Чикатило». Теперь, после восьми серий первого и одной из второго сезона, у зрителей гораздо больше материала для анализа не только операторского искусства, сценографии и грима, которые остались на очень достойном уровне, но и драматических достоинств сериала, находок сценариста и режиссера.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Андреасян довольно много рассказывает о бытовых неурядицах Чикатило. Пытается представить его не как извращенца и маньяка, а как простого советского человека, говорит о его семье, жене, детях, работе, коллегах и намекает на то, что это они и чудовищная советская действительность спровоцировали Чикатило на адские злодейства. Но пока невозможно судить, куда заведут режиссера эти рассуждения. Все-таки еще семь серий впереди. Возможно, итоговое заключение по этому вопросу изменится.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
А вот о линии следователей к концу первого и началу второго сезонов можно судить более определенно. Сарик представляет нам ее как конфликт московских гениев и провинциальных идиотов. Исследователи много лет гадают, как же так вышло, что Чикатило не могли поймать так долго. Ведь не три месяца орудовал убийца и даже не три года. 12 лет он безнаказанно превращал в окровавленные куклы женщин и детей. Как же так, шериф Уиллоуби?
Фото: kinopoisk.ru |
---|
У Сарика есть ответ. Все из-за ростовских следователей, невежественных идиотов, тупых держиморд, алкоголиков, матершинников и коррупционеров. Если бы власти сразу отправили в отставку всю эту компашку некомпетентных дебилов и развязали крутым москвичам руки, Чикатило был бы пойман за пару месяцев.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Однако это не единственное смелое заявление режиссера Андреасяна. Однозначно можно сказать, что на фоне западных фильмов про Чикатило российский сериал снят гораздо ближе к натуре, материалам реальных уголовных дел. Максимально близко, с серьезным таким перебором. Режиссер беззастенчиво смакует убийства и устраивает кровавую баню практически из каждого эпизода.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Бутафорская кровь хлещет и течет ручьями, Нагиев сладострастно хрипит и причмокивает, колет, режет, кусает и грызет своих жертв. По части натурализма «Молчанию ягнят», «Ганнибалу», «Настоящему детективу», «Охотникам за разумом» и прочим очевидным андреасяновским референсам очень далеко до российского «Чикатило».
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Но вот с драматургической оправданностью такого мрачняка у Андреасяна серьезные проблемы. Можно, конечно, сказать, что на экране творится такая жесть, потому что Андрей Чикатило действительно был и остается самым страшным маньяком в истории человечества. Никто не зверствовал так жутко и в таком количестве, можно сказать.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Но, во-первых, это не совсем так, а во-вторых, ну существует же все-таки еще если не человеческая мораль, то какие-то цензурные ограничения. Людей с экрана предупреждают о возможном вреде курения, советские граждане в кадре действительно очень много курят, бухают и матерятся. И Сарик заглушает все ругательства, но даже не думает как-то ретушировать развороченные маньяком детские тела.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Не говоря уже о том, что драматургически, ну если это не документальный фильм, а художественный, необходимости в таком количестве сцен насилия нет. Всему есть предел, если угодно. Если Чикатило изнасиловал и убил 43 человека, необязательно показывать зрителям каждое из них во всех подробностях.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Ну, к примеру, деловую поездку московского следователя и его ростовской коллеги по маршруту Чикатило Сарик не рассматривает так подробно. Роман, вполне ожидаемо возникающий между ними, режиссер показывает как-то стыдливо и впроброс, а сцены секса вообще оставляет за кадром, как будто снимает не русскую версию «Настоящего детектива», а «Шоу Трумана» или «Золушку» вообще. Очень боится, что зритель заскучает, и стремится вернуться к приключениям Чикатило как можно скорее.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Доходит до того, что любовную сцену, которая очевидно должна завершиться соитием, он прерывает на самом интересном месте и монтирует с ней встык сцену жуткого убийства и изнасилования. Причем зверства продолжаются вдвое дольше, чем нежные ласки.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
После такого хочется назвать режиссера и продюсера маньяком. Но в кошмарной действительности 2022 года склонность Сарика Андреасяна к подробной демонстрации изнасилований и убийств выглядит не страшнее, чем детская шалость, милое, безобидное чудачество.
Удачного просмотра.