Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Псы войны на последней охоте. Павел Матяж – о фильме «Наемник»

11 марта 2022, 09:36
Псы войны на последней охоте. Павел Матяж – о фильме «Наемник»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
На больших экранах – американский шпионский боевик про то, как солдатам НАТО живется на военную пенсию. В главной роли – Крис Пайн.

Зеленый берет Джеймс Рид побывал везде, несколько раз – в Ираке, несколько – в Афганистане, в Ливии, в Марокко даже. И готов служить и дальше, если Родина прикажет. Но тяжелые ранения коленного сустава дают о себе знать. Джеймс больше не может выполнять боевые задачи без болеутоляющих, причем таких, применение которых в Соединенных Штатах запрещено законом. В итоге при внезапной проверке все это вскрылось и герой войны был с позором уволен из армии без пенсии и выходного пособия. А ведь у него жена-учительница, ипотека и маленький ребенок. «Наемник» начинается на печальной ноте.

В принципе, не сложно предположить, что бы могло быть дальше. Многочисленные частные военные компании, охранные фирмы разного калибра начинают названивать Риду наперегонки с коллекторами. Но пойти в охранники Джеймсу не позволяет солдатская честь. Дело в том что Рид – военный потомственный, его отец был рейнджером до мозга костей и воспитал ребенка в том же духе. Теперь Рид-младший не может просто наняться охранять какой-нибудь склад на окраине города.

Так же как во всех подобных фильмах, из бедственного положения ветерана выручают боевые товарищи, другие ветераны Афганистана и Ирака. Оказывается, парни сколотили свою собственную мини-спецслужбу и выполняют задания ЦРУ, настолько специфические и невыполнимые, что даже сам Том Круз бы призадумался. Ненадолго.

Одной такой спецоперации и посвящен сюжет фильма «Наемник», хотя Contractor можно было перевести и поближе к тексту. На удивление, ни среди заказчиков, ни среди целей американского спецотряда нет ни одного русского, украинца или хотя бы славянина. Они там убивают арабов, немцев, но чаще всего друг друга. Впрочем, если подумать, то в нынешней ситуации нет в этом ничего удивительного.

Вряд ли такой фильм мог бы вызвать большой ажиотаж в другое время. Год назад его могли бы посмотреть какие-нибудь военспецы или любители страйкбола, чтобы потом полтора часа занудствовать на своем мертвом канале о том, насколько натуралистично выглядят оружие, перестрелки, тактика, стратегия, отдача, боеприпасы, гильзы, взрывы, ну и так далее.

Но сегодня, в марте 2022-го, выбор невелик. Либо тайское «Проклятие», либо китайское. Ну и еще есть индийская мелодрама «Радхе Шьям» от режиссера по имени Радхакришна Кумар. В этой ситуации американский «Наемник» — наименьшее из зол. Восславим Господа хотя бы за это.

Это абсолютная категория Б. Ноунейм-режиссер, который снял одну из серий какого-то сезона «Мира Дикого Запада», ноунейм-сценарист, для которого это дебют, первая работа в кино, продюсер Бэзил Иваник, правда, когда-то был причастен к суперхиту «Звезда родилась», но на этом список его достижений заканчивается.

То же самое можно сказать про актерский состав. Абсолютная звезда этого шоу – Крис Пайн, парень, который трахнул Чудо-женщину и управлял «Энтерпрайзом». Остальные – лишь статисты на его брутальном фоне. Неплохая роль у Бена Фостера (одного из помощников Рассела Кроу из «Поезда на Юму»), интересный эпизод сделал Эдди Марсан (он много кого играл, но из недавнего у него – главный редактор желтой газеты в гайричиевских «Джентльменах», ну тот, который зажигал со свинкой), злодейская харизма не оставила Кифера Сазерленда (сына знаменитого актера Дональда Сазерленда).

Но есть в этой истории и кое-что небезынтересное и, можно сказать, тревожное. Шокирует жесткость и невозмутимость, с которой американские спецназовцы отправляют на тот свет немецких полицейских. В американском кино убивать полицейских — жесткое табу. Те, кто делает такое, считай, прокляты, они стопроцентно не доживут до финала и погибнут страшной позорной смертью. Еще вчера это была азбука.

Но правила, похоже, изменились. Крис Пайн с таким же непробиваемым лицом расстреливает, режет ножом, взрывает, душит и сжигает своих же братьев по оружию, американских морпехов. Это уже напрочь ломает всякие шаблоны. Становится ясно, что в новом дивном мире никто не в безопасности.

Каждый из нас, особенно автор этих строк, сорокалетний русский мужик с украинскими корнями, для любого американского солдата – абсолютный и безоговорочный враг, противник, которого надо уничтожить, немедленно, не вступая в переговоры.

Так, что можно усмотреть в этом и акцию устрашения. Скорее всего, именно поэтому этот американский фильм вообще попал сегодня в прокат в российские кинотеатры. В смысле, если американцы там так жестоки и бесцеремонны с немцами, своими союзниками по НАТО и друг с другом, то что они сделают с настоящим противником?

В «Наемнике» нет ни намека на Донбасс, Киев или Харьков. Ни одного украинского или российского флага в кадре. Только Александр-плац посреди холодного, дождливого Берлина. И американский спецназовец в прицеле американской снайперской винтовки.

Удачного просмотра.