Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

По прозвищу Пончик. Павел Матяж – о фильме «Мистер Нокаут»

23 февраля 2022, 19:26
По прозвищу Пончик. Павел Матяж – о фильме «Мистер Нокаут»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
На больших экранах – спортивная драма о великом советском боксере Валерии Попенченко, чемпионе СССР, Европы, олимпийском чемпионе и единственном советском боксере, удостоенном Кубка Вэла Баркера.

Пропагандистская машина российского кино продолжает перерабатывать и присваивать достижения советского спорта. Очередной жертвой этой системы стал легендарный боксер Валерий Попенченко.

Формально это байопик, вот только сюжет фильма не имеет никакого отношения к биографии реального Попенченко. Это просто набор сценаристских клише из предыдущих спортивных драм «России 1». Завязка из «Движения вверх», развязка из «Легенды №17», вот тут кусочек из «Яшина», тут из «Тренера», это из «Стрельцова», а вот это вообще из «Боя с тенью» (правда, в «Бой с тенью» это попало из «Рокки»).

Фото: kinopoisk.ru

Но это не значит, что сценарий плох, а сценарист — бездарность. Наши земляки, екатеринбуржцы, выпускники УрГУ, драматурги братья Пресняковы, которых все обожают за «Изображая жертву», создали крепкий, добротный коммерческий продукт. В нужные моменты их текст воодушевляет, в другие — заставляет плакать. Даже смешит немного.

Фото: kinopoisk.ru

Композиционно это история взросления. Буквально с детского сада мы наблюдаем за маленьким мальчиком и его борьбой с огромным враждебным миром за право остаться хорошим, добрым человеком. Маленький Валера, которого все вокруг дразнят Пончиком, не хочет никого бить. Он не хочет уметь драться, нападать, воевать и убивать. А все вокруг (ну, может быть, кроме пончиковой ангелоподобной матери и такой же ангелоподобной подружки) хотят превратить ребенка в дикого зверя, в убийцу, монстра, эффективную машину для побед в любых драках с любым противником.

Фото: kinopoisk.ru

Ребенок сопротивляется и плачет, он убегает и умоляет, буквально ползает на коленях и орет: я не хочу, нет, ни за что, помогите, спасите! Но сначала призрак жестокого отца-летчика, потом все местные гопники в каждом соседнем дворе, потом офицеры в суворовском, потом менты в милицейском, а потом и моряки в нахимовском училище по капле, медленно и постепенно, с бесстрастностью профессиональных палачей выдавливают из ребенка всю эту пацифистскую блажь. Убей, разорви, сломай, покалечь, победи. И так 2,5 часа подряд.

Фото: kinopoisk.ru

Победную точку в преображении кудрявого ангелочка в окровавленное чудовище ставит тренер по боксу из ленинградского «Динамо» Григорий Филиппович Кусикьянц, которого немного лениво, но эффектно и убедительно сыграл всем известный актер Сергей Безруков. Однако во время его садистских уроков выяснилось одно неприятное обстоятельство. Мальчик так и не стал зверем. Без опеки, постоянных провокаций и подначек со стороны весельчака-укротителя он не может никого избить. Он добрый, сентиментальный боксер, как в песне Владимира Высоцкого, которой создатели фильма сопроводили финальные титры.

Фото: kinopoisk.ru

Поэтому друг без друга экранные Попенченко и Кусикьянц не могут. Только разъяренный тренером Валерий может рвать на куски противников на ринге. Без отеческих поджопников, унижений и оскорблений ребенок просто убежит с ринга к мамочке. Такой вот странный сюжет о боксере-небоксере, солдате-пацифисте, убийце, который панически боится крови.

Фото: kinopoisk.ru

А ведь Попенченко был реальным гением. И не только в боксе, хотя он чемпион Олимпийских игр 1964 года в Токио, двукратный чемпион Европы (1963, 1965), шестикратный чемпион СССР (1960—1965). Заслуженный мастер спорта СССР (1964), единственный советский боксер — обладатель Кубка Вэла Баркера (это что-то вроде Кубка Стэнли для хоккеистов или там Нобелевской премии для ученых. Высочайшее достижение для боксера).

Фото: kinopoisk.ru

Валерий Попенченко был кандидатом технических наук, в совершенстве знал несколько языков, был выдающимся шахматистом и писал очень талантливые стихи. Настоящий человек эпохи возрождения. Несуразно, что такого нестандартного, изощренного интеллектуала дали играть комедийному актеру, Ивану-дурачку Виктору Хориняку. Это насквозь фальшиво, просто безумие какое-то. Ноль попаданий из ста попыток.

Фото: kinopoisk.ru

Еще более фальшиво и недостоверно выглядят сами боксерские поединки. В которых по идее должна быть вся суть и крутизна спортивной драмы про бокс. Ну, как в «Бешеном быке», «Рокки», «Бей в кость», «Малышке на миллион». Вместо хлестких ударов в мощном рапиде, вместо виртуозного монтажа российские киноделы распускают сопли. Вопрос не в том, как он дерется или не дерется, а в том, почему. Ну, то есть заменили артистизм психологизмом. Ложным причем психологизмом.

Фото: kinopoisk.ru

На самом деле ни от каких детских травм Попенченко не страдал, ну, или если и страдал, то уж точно не в такой степени. Он был боксером от бога, 99% его боев заканчивались в первом раунде нокаутом. Причем, как правило, это был один — первый и последний удар. Ну, как у Гая Ричи в «Большом куше» или «Лютом звере» у Джека Лондона. Попенченко таким и был: как цыган Микки, которого сыграл Брэд Питт; как никому не известный талант Пат Глендон. Один удар — и нокаут. Лютый зверь, молотобоец, убийца.

Фото: kinopoisk.ru

Но режиссер Артем Михалков и его сценаристы братья Пресняковы не воспользовались таким роскошным материалом. А придумали вместо него некий симулякр, конструкцию, кошмарный, душераздирающий сюжет про маленького мальчика, который не хочет быть зверем. А все хотят. И он будет убивать, будет разбивать морды, ломать носы и кости, вышибать веера зубов из вражеских ртов.

Удачного просмотра.