Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Достояние Среднего Урала: главные символы региона по версии историков, бренд-дизайнера и архитектора

1 февраля 2022, 16:38
Достояние Среднего Урала: главные символы региона по версии историков, бренд-дизайнера и архитектора
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
1 февраля стартовал конкурс «Достояние Среднего Урала», который ранее анонсировал губернатор Евгений Куйвашев. Любой желающий может сформулировать уральскую идентичность и назвать ее ключевые символы — географический объект, историческое событие, достижение науки, техники, литературы, музыки или спорта.

Прием заявок продлится до конца мая 2022 года на сайте Общественной палаты Свердловской области. Затем эксперты отберут номинантов. Само голосование пройдет с 1 августа по 1 октября 2022 года. В день образования Свердловской области, 17 января 2023 года, губернатор присвоит победившим в опросе номинантам общественный статус «Достояние Среднего Урала», сообщает «Комсомольская правда».

В своем инстаграме Евгений Куйвашев написал, что считает символами Среднего Урала горнозаводское наследие Демидовых, «тридцатьчетверку», «Уральскую рябинушку», Свердловский рок-клуб, отряд «Каравелла», волейбольную «Уралочку» и Николая Карполя. В комментариях к посту пользователи предложили еще несколько вариантов:

  • уральские заводы,
  • опорный край державы,
  • граница между Европой и Азией,
  • сказы Бажова,
  • Уральские горы,
  • Оленьи ручьи,
  • Дидинский тоннель.

66.RU спросил у людей, которые, с точки зрения редакции, разбираются в региональной идентичности, что и почему они считают достоянием Среднего Урала.

Сергей Каменский, директор Музея истории Екатеринбурга:
— Я бы назвал три вещи. Во-первых, Уралмаш — как представитель свердловской индустриальной цивилизации. Мы до конца не осознаем, что это супербренд мирового уровня, который когда-то был центром технического превосходства наравне с Северной Америкой. Многие процессы и сегодня строятся на фундаменте советской индустриальной культуры. Во-вторых, Уральские горы — например, скалы Петра Гронского. Мы живем в горах, которые издревле осваивали люди. Это важно для нас с точки зрения идентичности, мы все-таки горцы. И, в-третьих, если рассматривать широкий культурный пласт, назову конструктивизм, который способен выделять нас на мировых туристических рынках. Образ Екатеринбурга как пристанища императорской семьи и другие заезженные символы не до конца работают на развитие брендинга и турпотока, а конструктивизм в этом смысле обладает большим потенциалом.

Владислав Деревянных, бренд-дизайнер РА «Восход», участник проекта «Дизайн-код Екатеринбурга»:
— В первую очередь приходит на ум Шигирский идол. Это самая древняя антропоморфная скульптура, которая старше египетских пирамид. Шигирский идол дошел до наших дней и был найден в Свердловской области, недалеко от Екатеринбурга. В одной этой скульптуре заложена вся история Урала и мира в целом. Подобных артефактов больше не существует. Еще я бы назвал Белую башню — впечатляющий памятник конструктивизма. Объект никак не функционирует, но жители-энтузиасты пытаются сохранить его в первозданном виде. Это говорит о том, что Белая башня имеет действительно большую ценность.

Александр Палкин, историк, директор департамента «Исторический факультет» УрФУ:
— Я бы выделил Свердловский рок-клуб, потому что это знаковое явление в жизни нашего города, региона и страны: уральские группы знает вся Россия. При этом у рок-клуба по-прежнему нет какого-то официального статуса. Также не увековечены Виталий Волович и Миша Брусиловский — великолепные, талантливые художники. Невьянская икона как явление — тоже достояние Среднего Урала: старообрядческая иконопись — это уникальная вещь, которая хорошо характеризует регион. На Урале также всегда было сильное предпринимательское сообщество: к примеру, купцы Рязановы и Казанцевы, наследие которых до сих пор заметно в городе. Не буду оригинальным, если назову писателей Бажова и Мамина-Сибиряка: первый известен по всей стране, а о втором, по моим ощущением, знают меньше.

Михаил Вяткин, член градсовета Екатеринбурга, бывший главный архитектор города:
— Из современных объектов я бы отметил башню «Высоцкий». Это первый екатеринбургский небоскреб, который на время стал самым высоким зданием за пределами Москвы. Важно, что «Высоцкий» построили по проекту уральских инженеров и архитекторов. Для своего времени это было самое технологичное здание, им можно гордиться. Из старой архитектуры выделю объекты конструктивизма — «Городок чекистов», здание Свердловской киностудии. Если отмотать время еще на век назад, также заслуживают внимания Дворец пионеров и усадьба Расторгуева Харитонова.