Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Ах, Боба, где же твоя шляпа? Павел Матяж — о новом сериале по «Звездным войнам»

11 января 2022, 16:50
Ах, Боба, где же твоя шляпа? Павел Матяж — о новом сериале по «Звездным войнам»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Вместо третьего сезона «Мандалорца» корпорация Disney и ее подразделение Lucasfilm запустили спин-офф — «Книгу Бобы Фетта», персональный сериал о знаменитом охотнике за головами.

Для обычных зрителей криминальная карьера Бобы Фетта закончилась еще в 1983 году, когда его проглотил циклопический пустынный монстр сарлакк, в самом начале «Возвращения джедая». Но настоящие фанаты в курсе, что Фетта так просто не сожрать. Популярность этого головореза в восьмидесятые была феноменальной — сувенирные фигурки Бобы тогда продавались лучше, чем аналогичные изображения Люка Скайуокера. Почему — до сих пор никто не понимает. В оригинальной трилогии Фетт появляется эпизодически, говорит всего четыре фразы и погибает. Даже сам Джордж Лукас неоднократно недоумевал по поводу необъяснимой любви фанатов к Бобе. Таков путь, вероятно.

Путь воина продолжился в многочисленных книгах, комиксах, играх, а в прошлом году и в кино. Постаревший и облысевший Боба встретился с Мандалорцем в нескольких эпизодах второго сезона одноименного сериала. К удивлению многих зрителей, хладнокровный убийца выступал там на стороне хороших парней. Впрочем, в финальной сцене того же сериала Фетт отчасти реабилитировался, когда уселся на опустевший трон короля преступного мира планеты Татуин Джаббы Хатта. Как теперь оказалось, это была не просто дань уважения преданным фанатам Бобы, а полноценная завязка нового сюжета.

Хронологически новые приключения охотника за головами начинаются после событий «Возвращения джедая». Но никак не связаны ни с кем из Скайуокеров, Палпатинов или Соло, Империей или Альянсом повстанцев. Ну, по крайней мере пока, по итогам вышедших на сегодняшний день двух серий. Всего их будет семь.

Однако уже сегодня можно сказать, что для киновселенной «Звездных войн» это уникальный нарратив. Впервые история развивается не горизонтально, а по вертикали, идет на глубину. В смысле, в номерных эпизодах, сериалах и спин-офф ответвлениях персонажи постоянно путешествуют, скачут с планеты-пустыни на планету-город, потом на планету-лес, планету-вулкан, планету-ледник и так далее. В «Книге Бобы Фетта» никто никуда не скачет, она про глубинный Татуин.

Разобравшись с преступным кланом Джаббы Хатта, Люк Скайуокер и его команда отправились дальше, в погоню за новыми приключениями. В то же самое время Татуин погрузился в хаос мафиозной войны всех против всех. Бенефициаром этих событий оказался наемник Боба. Вместе с компаньоншей Феннек Шанд он захватил территорию, которую контролировал Джабба, и объявил себя даймё — так создатели шоу напоминают зрителям, что «Звездные войны» были вдохновлены не только спагетти-вестернами Серджио Леоне, но и японскими самурайскими драмами Акиры Куросавы.

Состав съемочной группы практически не изменился. «Книгу Бобы Фетта» сделали те же люди, что снимали «Мандалорца». Из-за этого случались забавные курьезы – исполнитель роли Бобы Фетта Темуэра Моррисон и его партнерша Минг‑На Вен, которая сыграла Феннек Шанд, до самого конца съемок были уверены, что снимаются в третьем сезоне «Мандалорца».

Главным шоураннером и идеологом-сценаристом остался Джон Фавро, а продюсирует все это дело бессменный президент Lucasfilms, верная соратница Спилберга и Лукаса Кэтлин Кеннеди. Знаменитый режиссер Роберт Родригес, подключившийся к процессу во втором сезоне «Мандалорца», стал постановщиком первой серии «Книги» и нескольких еще не вышедших эпизодов.

Вместе с Родригесом в сериал попала красавица Дженнифер Билз, известная российским зрителям своим участием в фильме «Четыре комнаты». На Татуине она стала владелицей знаменитой кантины Мос-Айсли, той самой, где Оби-Ван Кеноби и Люк впервые встретили Хана Соло с Чубаккой в начале «Новой надежды». В «Книге Бобы Фетта» кантина и ее владелица оказались в центре бандитской разборки, по итогам которой Боба понял, что далеко не все на Татуине согласны с его новым статусом и положением.

Атмосфера всеобщего недоверия и подозрительности на фоне столкновения интересов нескольких криминальных кланов сделали «Книгу Бобы Фетта» похожей на популярные гангстерские саги, «Крестного отца», «Славных парней» или их более современную постмодернистскую интерацию «Клан Сопрано». Только вместо психолога, у которой Тони Сопрано выворачивал душу на протяжении многих сезонов, у Бобы медицинская капсула. В ней престарелый криминальный авторитет приводит в порядок усталое тело и ловит флешбэки.

Из этих воспоминаний становится ясно, как же все-таки Боба выбрался из брюха сарлакка. А также множество деталей из жизни таскенских разбойников. В предыдущих фильмах франшизы они не раз нападали на героев саги: избили Люка, стреляли в Энакина и убили его маму, чем невольно подтолкнули первого из Скайуокеров к темной стороне силы. В «Книге» таскены предстают вполне мирными скотоводами и собирателями. Никого не трогают, катаются по Дюнному морю на своих бантах, да выкапывают из песка черные дыни – единственный источник влаги в пустыне.

Потерявший доспехи и все вооружение Фетт попадает в плен к таскенам. Благодаря своим навыкам и хватке профессионального убийцы он быстро зарабатывает авторитет среди дикарей. Однако, получив уважение туземцев, Боба утратил нечто существенно более важное. Отсутствие обмундирования сыграло с ним и «Книгой Бобы Фетта» довольно неприятную шутку. Оказалось, что знаменитые зеленые доспехи Фетта популярнее его самого. Фанаты так долго смотрели на его маску, что забыли, кто под ней. Без своего мандалорского шлема с т-образным визором Боба лишился всей своей отрицательной харизмы и большинства выдающихся черт характера. Теперь он больше не загадочный и мрачный молчаливый хищник, дьявольски хитрый и безжалостный волк-одиночка, а просто изможденный одинокий старик посреди пустыни.

Возможно, именно это главная причина большинства негативных отзывов на Rotten Tomatoes и Metacritic. Американские зрители, которые еще недавно рукоплескали «Мандалорцу» и расхваливали его суровость, меланхоличность и строгое следование канонам, оказались не готовы посмотреть в лицо старому негодяю, не отводя глаз от его морщин. Теперь осталось выяснить, смогут ли российские.

Удачного просмотра.