Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Все идет по плану. Павел Матяж о фильме «Чемпион мира»

1 января 2022, 09:53
Все идет по плану. Павел Матяж о фильме «Чемпион мира»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
На больших экранах — новая спортивная драма от студии «Три Тэ» Никиты Михалкова. На этот раз в поле зрения шахматы — финальный матч чемпионата мира 1978 года Карпов — Корчной.

По давней традиции новогодний кинопрокат расчищают от голливудского кино и показывают продукцию отечественных киноделов. Так что борьба происходит не между Marvel и DC, Disney и Warner Brothers, а между «Три Тэ» и «Базилевсом».

На этот раз Верещагин, Златопольский и Михалков переиграли Бекмамбетова. «Ёлки-8» поставили на одну дату с «Человеком-пауком». И провалились они так, как никогда еще не проваливались. Собственно, прокат расчищают именно для того, чтобы такого не случалось. Тогда разница в классе не становится для зрителей настолько очевидной, и потом можно смело делать хвастливые заявления, что «Последний богатырь» победил в прокате всех врагов, стал абсолютным лидером и все такое прочее.

Фото: film.ru

В гигантской команде продюсеров «Последнего богатыря-3» было 17 человек, включая Златопольского с Верещагиным, но вот Михалкова не было. Поэтому «Богатырь» стартовал на неделю раньше, 24-го. А 30 декабря, в самый, так сказать, новогодний прайм-тайм вышла спортивная драма про шахматный поединок Карпова и Корчного 1978 года. «Чемпион мира».

Фото: chess.com

Михалков и сотоварищи поставили исторические фильмы про успехи советских спортсменов на поток. И на ближайшее время, как минимум до 2024 года, график у них расписан. Уже воспеты Харламов и хоккеисты, Стрельцов и футболисты, Белов и баскетболисты. На очереди — женский волейбол, фехтование, лыжная эстафета, биатлон, а потом, чем черт не шутит, дойдут руки до большого тенниса и дзюдо. Пока все идет по плану.

Фото: cheltv.ru

Однако, как бы ни было у Михалкова и «Три Тэ» все схвачено, успех «Чемпиона мира» не предопределен. Шахматы — это не хоккей и не футбол, динамика этого спорта совсем другого рода. Серьезные чемпионские партии не заканчиваются за два часа, а длятся неделями, месяцами. В ближнем круге Михалкова — сплошные режиссеры-баталисты, не факт, что кому-то из них под силу сделать из шахматной партии зрительский хит.

Фото: kinopoisk.ru

С другой стороны, главная героиня прошлогоднего хита Netflix «Ход королевы» не зря 7 серий подряд учила русский — готовилась к встрече с советскими шахматистами. Большой зрительский успех «Хода королевы» дал Михалкову повод рискнуть и поставить в новогодний прокат 145-минутный фильм про шахматы.

Фото: kinopoisk.ru

В шахматах, как в области балета, СССР был впереди всей планеты долгие годы. В активе Советского Союза больше чемпионов мира, чем у кого бы то ни было: Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Анатолий Карпов и Гарри Каспаров. Каждый из них сыграл множество напряженных драматических матчей, у каждого была интересная спортивная карьера и судьба. Или взять, например, первого русского чемпиона мира по шахматам — Александра Алехина. Фиктивные браки, нелегальные переходы границы, поддельные документы, аресты, мировые войны, таинственная смерть за несколько часов до решающего матча, в которой ЦРУ и КГБ до сих пор обвиняют друг друга. Не жизнь, а бондиана, остросюжетный шпионский детектив.

Фото: kinopoisk.ru

Но сколько бы Михалков ни называл себя поклонником монархии, ни тосковал по российской империи и хрусту французской булки, кино он снимает не про Алехина, который бежал из СССР и выигрывал чемпионаты под флагом Французской республики, а про Анатолия Карпова и его поединок с другим перебежчиком и невозвращенцем Виктором Корчным. Не столько про шахматы, сколько про холодную войну. С диссидентом в качестве противника.

Фото: kinopoisk.ru

Начинает противостояние режиссер и автор сценария «Чемпиона мира» Алексей Сидоров («Бригада», «Бой с тенью», «Т-34») издалека, с 1960-х. С сеанса одновременной игры в городе Златоусте, когда маленький Толя Карпов играл против гроссмейстера Корчного вместе с другими шахматистами-любителями. Уже тогда Корчной представлен в самом несимпатичном свете: обидел маленького Толика и нанес ребенку первую профессиональную психологическую травму.

Фото: metarankings.ru

Стоит отдельно отметить следующие за этой сценой претенциозные вступительные титры. Наверное, они призваны настроить зрителя на определенный лад и поразить его мастерством российских видеодизайнеров, но демонстрируют только отсутствие собственных идей и некоторую общую заторможенность, поскольку напоминают одновременно бондиану и «Гарри Поттера».

Фото: kinopoisk.ru

Хмурый и очкастый Корчной в исполнении Хабенского, которому для этой роли, похоже, пришлось набрать десяток килограмм, весь в черном, противопоставлен уже взрослому Карпову в исполнении Ивана Янковского, который, понятное дело, весь в белом. Они оба, как огромные горы, нависают над полем брани, где рыцари в черных доспехах атакуют белых. Компьютерная кровь не льется, но сражение изображено нешуточное. Одновременно где-то в облаках летают трехмерные полупрозрачные проекции шахматных фигур — это уже прямая цитата из «Хода королевы».

Фото: kinopoisk.ru

В «Ходе королевы», если кто не смотрел, главное противостояние гениальная американская шахматистка тоже вела с советскими шахматистами. Однако демонизировать противника и тем самым идеологизировать свое кино наши западные партнеры из Netflix не стали. Русские там очень закрытые, безэмоциональные, одинаково одетые, довольно загадочные люди, агрессивные и опасные только на шахматном поле. На их строгом фоне демоном и антигероиней выглядит, скорее, сама американская чемпионка, которая весь фильм бухает, жрет таблетки и ведет беспорядочную половую жизнь.

Фото: kinopoisk.ru

Михалков и Сидоров не такие. И поэтому проехались по Корчному со всей ответственностью. Весь он у них какой-то дерганый, неприятно гримасничающий и причмокивающий, с вечно потной блестящей лысиной. При каждом удобном случае Корчной выходит из себя, скандалит и истерично орет, и вообще ведет себя не спортивно — включает в команду каких-то гипнотизеров и магов, чтобы те с помощью телепатии мешали Карпову играть в полную силу. Изменяет Родине из мелких меркантильных соображений — что-то ему там недодали в кассе в день зарплаты. В момент этой самой измены Корчной становится еще более гадким и зловещим — костюмеры студии «Три Тэ» наряжают его, как Чикатило, — темно-серый плащ, шляпа, толстые роговые очки. Запомните дети, просить политического убежища в капиталистической стране может только больной человек, опасный маньяк.

Фото: tv-karelia.ru

Возможно, если бы Михалков и Сидоров так не отвлекались на борьбу с Западом, а сосредоточились на спортивной части своей драмы, получился бы другой, менее конъюнктурный фильм, что было бы лучше.

Но и тот «Чемпион мира», который есть сейчас, кино небезынтересное. Это канонический для путинского кинематографа фильм про предателя. А большая часть положительных персонажей — разнообразные чиновники и агенты КГБ. Что-то подобное, конечно, уже снимали в сталинские годы, но у них не было сегодняшней фактуры и технических возможностей.

Жутковатое, очень темное кино. В кадре — постоянная ночь, проливной дождь или снег и толпы седоватых и полноватых встревоженных мужчин в прокуренных кабинетах два с половиной часа карают изменника Родины.

Фото: kinopoisk.ru

Возможно, это не лучший вариант для новогодних каникул, но для завершения 2021 года, года в котором посадили в тюрьму лидера оппозиции, объявили иностранными агентами сразу несколько крупных независимых СМИ и уничтожили сахаровский «Мемориал», более симптоматичного и точного фильма не найти. Подлинный документ эпохи.

Удачного просмотра.