Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Эта музыка будет вечной. Павел Матяж о фильме «Вестсайдская история»

11 декабря 2021, 13:20
Эта музыка будет вечной. Павел Матяж о фильме «Вестсайдская история»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Стивен Спилберг решил попробовать себя в мюзикле и заново экранизировал классическую бродвейскую постановку.

Если вспомнить все фильмы, которые когда-либо снимал или продюсировал Спилберг, можно подумать, что ему лет 150. Но это все потому, что он очень рано начал. Один из самых коммерчески успешных. И точно самый известный в мире режиссер. Снял свой первый фильм в 12 лет и с тех пор не расставался с камерой.

Он снял «Челюсти» в 29, «Индиану Джонса» в 35, два своих «Оскара» за «Список Шиндлера» получил в 47. 1990-е можно назвать звездным десятилетием Спилберга. Параллельно с фильмом про Шиндлера он снимал «Парк Юрского периода». А в 1998-м заработал целую кучу денег, наград и еще одного режиссерского «Оскара» за «Спасение рядового Райана».

Фото: kinopoisk.ru

Видно, есть что-то магическое в числе три. После трех все успокаиваются. С тех самых пор, с 1998 года, оскаровский комитет оставляет величайшего режиссера современности без наград. Но сам Спилберг и не думал почивать на лаврах. В нулевые и десятые он снял еще несколько довольно заметных фильмов: «Искусственный разум», «Особое мнение», «Мюнхен», «Линкольн», «Шпионский мост». Некоторые из них, такие как «Линкольн», получали по 12 номинаций.

Фото: kinopoisk.ru

Но киноакадемики не голосовали за Спилберга. 2012-м спилберговского «Боевого коня» обошел мюзикл «Артист», в 2016-м «Большого и доброго великана» обогнал еще один музыкальный фильм «Ла-Ла Ленд». Похоже, что в XXI веке мюзикл — самый надежный путь к «Оскару».

Фото: kinopoisk.ru

Чтобы не оставить оскаровскому комитету шансов, Спилберг снял не просто мюзикл, а ремейк «Вестсайдской истории» — золотой голливудской классики, которая завоевала 10 «Оскаров» в 1961-м. Получился даже двойной дебют. За 60 лет в профессии Спилберг не режиссировал мюзиклов и не делал ремейков.

Фото: kinopoisk.ru

Камера двукратного лауреата премии «Оскар» Януша Камински парит над развалинами Манхэттена. В конце 50-х, хронологически — как раз во время действия оригинальной «Вестсайдской истории», в Нью-Йорке затеяли масштабную реновацию и снесли множество старых кварталов, чтобы построить на их месте фешенебельное элитное жилье. Камински, для которого этот проект 19-й совместный со Спилбергом, возвращает нас к развалинам тех самых кварталов и одновременно полемизирует с увертюрой «Вестсайдской истории» 1961 года, которая начиналась с такого же пролета камеры над еще не разрушенным Манхэттеном.

Фото: kinopoisk.ru

Впрочем, это все для студентов факультета музыкального театра. Большинство зрителей, особенно в России, не смотрели «Вестсайдскую историю», и для них развалины — это просто развалины. За жалкие остатки своих кварталов бьются две уличные банды: Ракеты — потомки эмигрантов из Европы, и Акулы — дети выходцев с островного государства Пуэрто-Рико, которым в 1917 году было предоставлено американское гражданство.

Фото: kinopoisk.ru

Лауреат премии «Оскар» и постоянный сценарист Спилберга Тони Кушнер не стал осовременивать сеттинг и актуализировать конфликт, не стал отправлять героев в прошлое, к их шекспировским дедушкам Монтекки и Капулетти, а оставил все как было. Поляк Тони и пуэрториканка Мария встретились и полюбили друг друга в то же время и на том же самом месте, что и 60 лет назад. И, так же как 60 лет назад, любовь не принесла им ничего хорошего.

Фото: kinopoisk.ru

Кушнер конкретизировал и проговорил некоторые моменты. В оригинальном мюзикле реплик между музыкальными номерами было по минимуму, а теперь у персонажей появились внятные диалоги и четкая мотивация, рассказанная словами, а не языком поэзии и танца.

Фото: kinopoisk.ru

Сами песни и танцы при этом не пострадали. Tonight, America, I Feel Pretty, Gee, Officer Krupke и все остальные легендарные композиции Леонарда Бернстайна практически без изменений отыграл оркестр под управлением модного венесуэльского дирижера Густаво Дудамеля. На этот раз не подкачали даже российские локализаторы — впервые за миллион лет они не стали переозвучивать песни на русском языке, а просто добавили субтитры.

Фото: kinopoisk.ru

Если Спилберг во что-то и вмешался, так это в кастинг. Пригласить тех же актеров, которые танцевали и пели в фильме Роберта Уайза и Джерома Роббинса, уже невозможно — криминальные разборки — дело молодых. Из состава 1961 года уцелела только знаменитая Рита Морено (одна из немногих в мире танцовщиц, одновременно являющаяся лауреаткой всех главных премий шоу-бизнеса — «Эмми», «Грэмми», «Оскар» и «Тони»). У Уайза и Роббинса Рита играла Аниту, а сейчас ей достался Док, точнее его вдова Валентина — персонаж, эквивалентный священнику отцу Лоренцо из «Ромео и Джульетты».

Фото: kinopoisk.ru

Всех остальных героев, молодых нью-йоркских хулиганов и их подружек, сыграли актеры, по большей части неизвестные широкой публике. Тут Спилберг поставил на аутентичность. В смысле, всех пуэрториканцев сыграли пуэрториканцы, белых — белые, а роль Букашки получил трансгендер. В оригинальной пьесе был такой персонаж — девушка, которая пыталась одеждой, прической и поведением походить на мальчика и вступить в банду. В XXI веке походить на мальчика Букашке помогли пластические хирурги. Правда, в банду его так и не взяли.

Фото: kinopoisk.ru

В остальном подход Спилберга можно назвать почтительным и деликатным. Существуют сюжеты, которые не нуждаются в реновациях. 74-летний кинорежиссер не стал менять работающие схемы и сохранил дух оригинала, насколько это вообще было возможно. Расовые конфликты никуда не исчезли ни за 60, ни за 600 лет, равно как и вечная любовь Тони и Марии, Ромео и Джульетты.

Удачного просмотра.