Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как из металлургической провинции сделать столицу стрит-арта. Опыт города Выкса

10 декабря 2021, 13:47
фоторепортаж
Как из металлургической провинции сделать столицу стрит-арта. Опыт города Выкса
Фото: 66.RU
Предложение «…А давай проведем выходные в Выксе» как-то само собой разбивается на два подвопроса: «Проведем выходные — в Где?!» и «Чтобы — что?!». Мы взяли Renault Arkana и отправились через декабрьскую метель за ответами.

Arkana хоть и из новой лимитированной серии Pulse (фарш на фарше, вставки «под карбон», двухцветный кузов, «семнадцатые колёса»), но до боли знакомая. Узнаю, узнаю этот салон в обтяжку, обзорность а-ля амбразура и раздумья вариатора в ответ на просьбу ускориться (нам вообще-то фуру обойти, а там уже встречка).

Фото: 66.RU

А потом вспоминаю, что мы тут так-то Русь исследуем. Где всё на контрасте и всё очень по-разному. И пухленькие колёса Arkana с «шестидесятым» профилем внушают мне больше надежд на завтра и на успешное окончание (а не как в тот раз ↓)

Хватит с меня низкопрофильного гламура. Хочу просто ехать, не париться, смотреть по сторонам и думы думать. Например, о том, что лучше всего, конечно, родиться с золотой ложкой. Чтобы не знать, откуда берутся деньги и как. Чуть хуже — уродиться ну хоть с каким-нибудь наследием. Это касается не только людей, но и городов.

Фото: 66.RU

У Костромы, например, был Сусанин, у Ярославля — соответственно, Ярослав Мудрый и схватка с медведем. Понятные и укорененные в массовом сознании сюжеты и концепты, которые можно (и нужно) продавать туристам. Без особого на то напряга, кстати: вот оно наследие, вот он — турист. Берешь и продаешь, все просто.

Фото: 66.RU

Куда хуже, если ты никогда ничего особо из себя не представлял и смыслы приходится выдумывать на ходу. Тут есть два глобальных пути. Можно назвать себя Столицей (чего угодно) и сидеть в виртуальной короне по уши в грязи. А можно на пустом месте, кропотливо, степ бай степ, творить смыслы — и в конце концов стать столицей ну хотя бы стрит-арта. Тема модная, хайповая — вариант беспроигрышный: к тебе приедут люди, о тебе напишут газеты — еще и в телевизоре покажут.

Фото: 66.RU

Так сделали в Выксе, которую с ходу на карте России и не найдешь. Хотя и назвать городок совсем безвестной дырой нельзя: это одна из вотчин металлургической династии Баташёвых, которые владели предприятиями от Тулы до Гусь-Железного и около.

Фото: 66.RU

Усадьба Баташёвых. Как и все металлурги тех лет, нрав братья имели суровый, легенды о них ходили разные. Причем удивительно похожие на все другие легенды про всех других металлургов: опять тайные ходы, опять фальшивомонетничество. Ровно такие же байки пересказывают в Невьянске, только про Демидовых.

Металлургический завод Выксы отливал пушки для войны с Наполеоном, первые железнодорожные рельсы в стране и ограду Большого театра. Да и вообще не стоял ни дня без дела — ни в революции, ни в Великую Отечественную, ни в перестройку с последовавшим лихолетьем 90-х.

Фото: 66.RU

Сегодня на заводе отливают, например, колеса для железнодорожных составов и вагонов метро (местные даже шутят, что «У вас нет шансов не проехать на наших колесах»).

А еще — предприятие вкладывается в городскую культуру и современное искусство. Центральное событие, конечно, — фестиваль «Арт-овраг», который в этом году отметил свое 10-летие.

Фото: 66.RU

«Рудокопы». Напечатано на 3D-принтере. Из металла. В полном размере и во весь рост.

Даже если вы не слышали о нем (и о Выксе), то должны были видеть самые громкие работы вроде «ВСЁ ЭТО НЕ СОН» Тимофея Ради. Собственно, на «Арт-овраге» его и построили в 2018 году.

Фото: скрин 66.RU

Скрин 66.RU, страница проекта

Причем металлурги вкладываются не только деньгами — как меценаты, стоящие как бы в сторонке, — но и другими ресурсами. Например, отдавая свои цеха под то самое современное искусство — вроде эпической росписи Миши Моста «Выкса 10 000». Где цифра — количество квадратных метров росписи.

Цеха под роспись отдают не «какие не жалко», а на конкурсной основе: у кого на предприятии больше «стахановцев», все нормально с дисциплиной и уже много дней не было производственного травматизма — тому и положен контемпорари-арт во весь фасад. По задумке автора проекта Ольги Погасовой, 10 лет подряд разные художники будут наносить по муралу на одну из стен Выксунского металлургического. На выходе получится карта российского стрит-арта.

Фото: 66.RU

«Без названия», Алексей Лука. Первая в стране роспись, созданная эксклюзивно для Индустриального парка.

Правда, концепт «карта российского стрит-арта» тут же сильно размывается, потому что фасады другого цеха украшают муралы Эрика Булатова — «СТОЙ ИДИ» и «Амбар в Нормандии».

Фото: 66.RU

Булатов — художник вообще советский, еще и бежавший во Францию в 70-х. Да там и живущий до наших дней. Считать ли это «российским стрит-артом» — вопрос для дискуссии. Впрочем, тут как с «Арканой». «Француз»? Француз. Но из Москвы.

Фото: 66.RU

Впрочем, советские беглецы с французским паспортом таким мероприятиям на руку со всех сторон: бонусы к имени, статусу — в том числе международному. Наверное, поэтому Булатова (человека лет преклонных) так долго и упорно уговаривали. И поэтому так хорошо, что он согласился и приехал. Так Выкса только упрочила свое положение на мировой карте стрит-арта. А могла и что-нибудь бесполезное сделать.

Например, провести «Универсиаду».

Фото: 66.RU

Благодарим команду «Рено Россия» за интересный опыт

Renault Arkana Pulse: ТТХ

Renault Arkana Pulse 4×4
  • 150 л.с. / 250 Н*м
  • Полный
  • Клиноременной вариатор CVT
  • Спереди независимая, пружинная, типа Макферсон, со стабилизатором поперечной устойчивости
  • Сзади: независимая, пружинная, многорычажная
  • Дисковые / барабанные
  • 0–100 за 10,5 сек. / Max 191
  • 1 414 кг
  • Д/Ш/В: 4,54 / 1,82 / 1,56 м
  • База: 2,7 м
  • 50 л
  • 409 — 1 234 л
  • от 1 840 000