Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Гагуся и Гуччи. Павел Матяж о новом фильме Ридли Скотта

4 декабря 2021, 10:45
Гагуся и Гуччи. Павел Матяж о новом фильме Ридли Скотта
Фото: Павел Матяж для 66.RU
На больших экранах «Дом Гуччи» – второй фильм Ридли Скотта за две недели. И опять с Адамом Драйвером. Вместо доспехов – костюмы из модных коллекций. Вместо Аффлека и Дэймона – Аль Пачино, Джереми Айронс и Джаред Лето. В главной роли – Леди Гага, которая явилась, чтобы отправить всех этих парней на пенсию. Ну, или как пойдет.

Леди Гага появляется в кадре под одобрительный свист и бурные аплодисменты. Дарит улыбки, потрясает формами и каблуками. Королева. Правда, только на парковке грузовиков своего отца, где она по 8 часов проводит в трейлере, бухгалтерствует и мошенничает по мелочи.

Настоящий король тут, конечно, Маурицио Гуччи, которого играет Адам Драйвер — один из самых мощных и востребованных актеров поколения. Режиссер Ридли Скотт снимает его во второй картине подряд. Но на этот раз начинает с часов. Patek Philippe за три миллиона долларов. План на десять секунд минимум. В смысле, золотое было время.

Фото: kinopoisk.ru

Наследник империи Гуччи и дочь дальнобойщика Патриция Реджани встретились в начале 1970-х на какой-то модной вечеринке. Она приняла его за бармена, но позже, услышав фамилию, резко сменила тактику. Чтобы ни у кого не осталось сомнений по поводу ее намерений и облико морале, Ридли Скотт и его итальянский сценарист Роберто Бентивенья придумали им смешной диалог про полночь и превращение в тыкву. После него новоявленная Золушка вцепилась в принца мертвой хваткой.

Фото: kinopoisk.ru

Подобные мезальянсы заканчиваются хеппи-эндом только в сказках. В суровой реальности все наоборот, а вступительные титры сообщают, что фильм основан на реальных событиях. Впрочем, история (тем более история моды) мало интересует современных зрителей, так что для многих «Дом Гуччи» может стать и остросюжетным детективом. Вроде бы там кто-то кого-то убил, но вот кто кого и зачем — без помощи гугла мало кто может сказать. Поэтому обойдемся без спойлеров.

Фото: kinopoisk.ru

Для того чтобы навести свои порядки в доме Гуччи, Гаге и ее персонажу сеньорите Реджани нужно было сломить не только интеллигентного студента юридической академии Маурицио, но и его старших товарищей по семейному бизнесу, каждого из которых при этом представили оскароносные звезды кино — Аль Пачино в роли Альдо Гуччи, Джереми Айронс в роли Родольфо Гуччи и Джаред Лето в роли Паоло Гуччи.

Фото: kinopoisk.ru

Однако в наше время динозавров Пачино и Айронса уже никто не помнит, а Джаред Лето так загримирован, что узнать его совершенно невозможно. Поэтому на афишах и в трейлерах Леди Гага на первом месте и в самом центре. А в самом фильме пожилые тосканские аристократы братья Гуччи и их придурковатый отпрыск Паоло оказались также не готовы к встрече с зубастой хабалкой из народа, как компания столичных ботаников к беседе с гопником с Вторчермета.

Фото: kinopoisk.ru

Многочисленные поклонницы певицы, возможно, будут недовольны скотским поведением на экране их любимой Гагуси. Тем более что к реальности все это относится, скажем так, приблизительно. Разрушительная роль сеньориты Реджани в судьбе дома Гуччи — вопрос дискуссионный. Альдо и Родольфо не ладили еще до ее рождения. А на странице Гуччи в Википедии Патриции посвящено одно предложение.

Фото: kinopoisk.ru

Бентивенья базировал свой сценарий на скандальной книге Сары Форден «Дом Гуччи. Сенсационная история убийства, безумия, гламура и жадности». Так что фактически это просто конспирологическая версия, достоверность которой не подтверждают ни представители дома Гуччи, ни члены семьи, ни сама сеньора Реджани. Красноречивее всех прокомментировал ситуацию дизайнер одежды Том Форд, который работал на Гуччи десять лет. В фильме его сыграл театральный актер Рив Карни.

Фото: kinopoisk.ru

«Фильм соперничает в утонченности с мыльной оперой «Династия», но делает это с гораздо большим размахом. Не знаю, как это описать точно, но, мне кажется, будет правильным сказать, что я пережил ураган, когда уходил из здания кинотеатра. Был ли это фарс или захватывающий рассказ о жадности? Во время сеанса я часто смеялся вслух, но должен ли был?»

Фото: kinopoisk.ru

«Дом Гуччи» должен был снимать Мартин Скорсезе. Это решение выглядело более чем логично, вряд ли кто-то другой в мире лучше разбирается в том, как снимать кино про грязные итальянские дела. Но что-то там не совпало в графиках. Если бы студии удалось договориться с Марти, получилось бы совсем другое, более тонкое и глубокое кино. Но это не значит, что Скотта постигла очередная неудача. Просто творческое осмысление упадка и разрушения дома Гуччи сэром Ридли Скоттом — зрелище другого порядка. Одинаково смешное и грустное, как в классическом театре.

Фото: kinopoisk.ru

Он воспринимает и подает эту историю как гибель римской империи под ударами варваров. Что в целом не лишено иронии, если вспомнить, что величайшим итальянским модным домом сегодня владеют французы, которые перекупили его у арабов. Тех самых арабов, которые получили ключи от модного дома из рук последнего Гуччи в 1994-м.

Фото: kinopoisk.ru

Поэтому за кадром звучат максимально пафосные и попсовые итальянские арии, и прерывают их только не менее попсовые хиты Джорджа Майкла и Донны Саммер. Поэтому Скотт так безжалостен с Патрицией Реджино и при каждом удобном случае указывает зрителю на ее варварскую сущность: вопиющее невежество и аморальность, звериную алчность и жестокость. Посмотрите, какая она тупая базарная хамка, во что она одевается, как себя ведет, как трахается — Ридли Скотт умудрился поставить бедной женщине в вину даже эту интимную деталь.

Фото: kinopoisk.ru

Мужчины из семьи Гуччи тоже не ангелы: кто-то слишком слаб и глуп, кто-то слишком наивен и высокомерен, чтобы разглядеть в женщине соперника. В «Доме Гуччи» вообще нет положительных героев, но именно Гага и ее героиня вызывают в Ридли Скотте нескрываемое презрение. Да она же Климта от Пикассо отличить не может! Не смотрела ни «Предок», ни «Девушки не шутят» с Маурицио Д’Анкорой! И консультируется по поводу ведения бизнеса семьи Гуччи с гадалкой из телешоу!!! Так, господа, кто ее сюда пустил?

Фото: kinopoisk.ru

Тут надо сказать, что на роль Патриции Реджани была утверждена Марго Робби. Скорее всего, это решил еще Скорсезе, но Скотт выбрал Леди Гагу. Это любопытный момент, почему именно она? Возможно, дело в том, что Гага не только актриса и певица, но и знаменитая активистка. При всех неоспоримых талантах Марго, она никогда не занималась публичной поддержкой геев и лесбиянок.

Фото: kinopoisk.ru

Возможно, для Скотта это не только средство привлечения в кинотеатры гагиной многомиллионной аудитории, но и способ выразить свою позицию по поводу актуального культурологического конфликта. Дело ведь не в том, что Аль Пачино, Джереми Айронс и братья Гуччи с одной стороны, а Леди Гага и Патриция Реджани с другой — представители разных поколений. Сэр Скотт видит их представителями разных культур. Так что можно воспринимать «Дом Гуччи» как желчный стариковский комментарий по поводу культуры отмены, попытку сравнить активистов, которые «отменяют» видных представителей культуры, с варварами, которые явились, чтобы свергать кумиров, потрясать устои, разрушать империи, убивать и грабить.

Фото: kinopoisk.ru

В итоге очень женское по своей форме кино — в кадре бесконечные показы, костюмы, платки и платья, тонны сумок, разнообразных украшений и часов, золота и бриллиантов, в главной роли Леди Гага — оказалось ультрашовинистским по своему содержанию. Четверых симпатичных интеллектуалов два с половиной часа мучает и унижает дикая мещанка.

Фото: kinopoisk.ru

Впрочем, яркое выступление в роли дикой мещанки вряд ли будет иметь негативные последствия для дальнейшей карьеры Гаги. Скорее наоборот. Она невероятно органична в этом образе. Это однозначная удача и убедительное доказательство того, что недавняя актерская номинация за «Звезда родилась» не была случайной. Так что в следующем году у Гагуси есть все шансы получить-таки «Оскар». Под одобрительный свист и бурные аплодисменты.

Удачного просмотра.