Люди обожают зомби. Уже почти сотню лет писатели, авторы комиксов, кинорежиссеры и гейм-дизайнеры зарабатывают на этом. А еще люди обожают заговоры. На этом тоже очень много кто зарабатывает. Но настоящий джекпот срубили владельцы японской гейм-корпорации Capcom, когда придумали «Обитель зла» — компьютерную игру о заговоре зловещей фармацевтической корпорации с целью устроить на Земле зомби-апокалипсис.
С тех пор утекло очень много зараженной вирусом Т воды. Чудовищные корпоративные планы были сорваны и вновь осуществлены, планету спасали и снова ввергали в хаос в новых играх и экранизациях. Resident Evil превратилась в культовую серию, даже своего рода культурный феномен, который стал источником вдохновения, подражаний и цитирований для создателей игр, фильмов, сериалов, комиксов. Но с непосредственными экранизациями ей катастрофически не везло.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Обитель зла», режиссер Пол У. С. Андерсон, Constantin Film, 2002 год |
Ни одна из них не удостоилась однозначного одобрения фанатов игры, все фильмы и сериалы были разгромлены критиками. Это стало традицией. Сейчас, спустя 20 лет, только первый фильм, «Обитель зла» с Миллой Йовович, более-менее положительно воспринимается аудиторией, да и то лишь на фоне собственных сиквелов, которые строгие геймеры вообще ни во что не ставят.
Фото: kinopoisk.ru |
---|
Кадр из фильма «Обитель зла: Последняя глава», режиссер Пол У. С. Андерсон, Constantin Film, Capcom Entertainment, 2016 год |
Однако, несмотря на ярость фанатов, все «Обители зла» от Пола Андерсона и Йовович оказывались успешны в прокате и в совокупности обогатили создателей на миллиард долларов, при довольно скромных затратах на производство. Люди по-прежнему обожают зомби и заговоры.
И поэтому планы корпорации Sony экранизировать «Обитель зла» не изменились, даже когда Андерсон и Йовович ушли снимать кино по другой компьютерной игрушке — Monster Hunter от тех же Capcom. Пять лет, которые прошли после завершения «Последней главы», продюсеры подбирали команду, пробовали разных режиссеров, перебирали сценарии и, возможно, долго бы еще так колебались, если бы не пандемия коронавируса.
Глобальная эпидемия, многочисленные теории заговора о происхождения вируса и холодная война между противниками и сторонниками вакцинирования стали благодатной почвой для перезапуска истории о фармацевтической корпорации Umbrella. В Sony решили начать с самого что ни на есть начала и отправили героев в 1998 год. Получилось, что по отношению к событиям предыдущих фильмов серии это приквел. В смысле действие в нем происходит до событий «Обители зла» 2001-го и основано на сюжете двух первых игр.
Над американским моногородом Ракун-сити ночь и проливной дождь. Хотя его жителям и без того несладко живется — неделю назад правление градообразующего предприятия, корпорации Umbrella, объявило о закрытии фармацевтического производства и переносе мощностей в другое место. Топ-менеджеры и ведущие специалисты уже покинули город. В своих домах остались только самые неквалифицированные и низкооплачиваемые работники, которым просто некуда и не на что ехать. А также бойцы корпоративной службы безопасности.
В эту мрачную ночь в Ракун-сити автостопом пробирается Клэр Редфилд (Кая Скоделарио «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки»). Ей стало известно о зловещих экспериментах на фармацевтическом производстве, утечках и опасности вирусного и бактериологического заражения населения Ракун-сити. Когда-то она жила там с братом в организованном корпорацией детском приюте и теперь хочет предупредить его.
Но фура, в которой едет Клэр, сбивает на дороге женщину в больничном халате. Пока водила-дальнобойщик и Клэр соображали, что делать, труп успел удрать в ближайший лес, доберман водителя успел вылизать с асфальта лужу зараженной крови, а сама Клэр успела понять, что опасность намного серьезнее и ближе, чем она предполагала. Очень скоро Клэр, ее брат Крис (Робби Амелл «Флэш», «Секретные материалы») и его коллеги-полицейские встретятся с ней лицом к лицу.
Британский режиссер Йоханнес Робертс уже лет двадцать снимает ужастики, также он большой фанат Resident Evil и Джона Карпентера. Первую половину фильма он мастерски погружает город в атмосферу липкого ужаса, как в фильмах «Туман» или «Нечто». Этот первый час саспенс зашкаливает. Медленно сходящие с ума, истекающие кровью и мутирующие под воздействием вируса горожане выглядят по-настоящему жутко. Но это еще не все.
«Обитель зла» всегда была марксистской игрушкой, о том, что богатые мучили бедных, пока те не одичали и не сожрали их. Но Робертс добавляет к базовому левацкому и антиглобалистскому месседжу «Обители» современный антиваксерский подтекст. И противопоставляет сочных молодых мускулистых служителей закона бедным и больным гражданским. Не отряд полиции, а стриптизеры какие-то, «Спасатели Малибу» с автоматами. Почему заражены все, кроме полицейских? Их всех чипировали, что ли? Власти берегут их для того, чтобы те смогли при случае перестрелять всех антипрививочников?
И пока привитые заряжают пистолеты, а антиваксеры превращаются в зомби, режиссер Робертс держится очень уверенно, постепенно нагнетает напряжение и готовит публику к неизбежной горячей фазе противостояния.
Однако, когда начинается непосредственно боевик, фильм сразу хочется вернуть в начало, промотать или выключить. Архетипическая заварушка в особняке Спенсера или оборона полицейского участка от голодных зомби не выдерживают никакой критики и выглядят даже слабее, чем в 2001-м. Хотя там было вообще не об этом. Именно поэтому геймеры всей планеты сейчас разносят новую «Обитель» на куски в рецензиях и обзорах на YouTube.
Впрочем, в таком отношении нет ничего нового. Это же традиция. Вряд ли в этот раз ярость фанатов существенно повлияет на прокат. Ведь люди просто обожают зомби и заговоры.
Удачного просмотра.