Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Средневековый феминизм, или Все рыцари — козлы. Павел Матяж о фильме «Последняя дуэль»

20 ноября 2021, 14:00
Средневековый феминизм, или Все рыцари — козлы. Павел Матяж о фильме «Последняя дуэль»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Старый британский лис сэр Ридли Скотт опять всех переиграл. Спустя четыре года после проклятого всеми «Завета» он вернулся, чтобы показать молодым, как и о чем в 21 веке можно и нужно снимать реально современное крутое кино.

Милая сердцу Франция. 14 век. Время прекрасных дам и куртуазных рыцарей. А также эпидемии черной чумы, инквизиции, крестовых походов и столетней войны с Англией. Французов десятками тысяч забивали на полях сражений как скот, еще больше гибло от болезней, а тех, кто все-таки выживал, жгли на кострах, обезглавливали, вешали или топили за разнообразные оскорбления чувств верующих. Казалось бы, какому суду в это жуткое время может быть дело до преступлений на почве страсти?

Однако такое судебное разбирательство произошло в Париже в 1386 году, в присутствии короля Карла VI. Судились рыцари Жан Де Карруж и Жак Ле Гри. Жан утверждал, что Жак изнасиловал его жену Маргариту, а Жак, в свою очередь, все отрицал. Замужняя женщина по тогдашним законам считалась собственностью мужа (ну, типа как корова или лошадь), а значит, не Маргарита, а Жан являлся жертвой преступления. Процесс был описан придворным хронистом. А через 600 лет эти документы стали основой для книги американского историка Эрика Джегера, которую автор назвал: «Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции».

Фото: kinopoisk.ru

Да, закончилось все судом-поединком — как в «Игре престолов». Но только в отличие от фэнтезийных «Престолов», судебный поединок между рыцарями Жаном Де Карружем и Жаком Ле Гри действительно состоялся. И стал последним — после этого случая данная варварская судебная практика уже не применялась на территории Франции. Хотя этот последний случай, очевидно, вызвал немалый резонанс, раз привлек внимание самого Ридли Скотта.

Фото: kinopoisk.ru

За 56 лет карьеры сэр Скотт снимал во всех жанрах, про все времена, страны и планеты даже. Какие угодно. Но после разгромленного критиками «Чужого: Завета» и очень неоднозначно принятых из-за скандала с Кевином Спейси «Всех денег мира», очень многие заговорили, что пора старику на пенсию, дескать, он не в теме, вне контекста, устарел, да и действительно уже не мальчик в свои 84 года. На фестивалях стали награждать «За вклад в киноискусство», а это, как ни крути, — верный признак.

Фото: kinopoisk.ru

Но пока гремели феминистские и антирасистские баталии, Ридли Скотт медленно, то ли из-за коронавирусных ограничений, то ли просто из желания максимально обстоятельно подойти к материалу, принялся за какое-то батальное средневековье, то ли сиквел, то ли приквел, то ли «Царства», только без Орландо Блума, то ли «Гладиатора», но без Рассела Кроу. А все вокруг опять говорили и писали: ну камон, какое еще средневековье в 21 веке? Как вообще можно снять полнометражный фильм, пусть даже на три часа про средневековье во времена, когда на ту же тему на стримах борются за место под солнцем штук двадцать многосезонных сериалов? Кого этим можно удивить? Да и сколько можно, не наигрался еще за «Царство небесное», «Робин Гуда» и «Исход» в рыцарей, дедуля?

Фото: kinopoisk.ru

Но сегодня все эти разговоры утихли. Когда выяснилось, что Ридли Скотт не трогал «Гладиатора», а решил переснять «Расемон» в средневековом сеттинге. Ну, в смысле, сеттинг у Акутагавы с Куросавой и так был средневековым, но только японским. В любом случае для довольно прямолинейного обычно Скотта это нетривиальная постановка. Не сюжет, а три сюжета в одном, три рассказчика, всем троим нельзя доверять, правда Жана Де Карружа, правда Жака Ле Гри и правда Маргариты. Не боевик, а судебная драма.

Фото: kinopoisk.ru

Что же там случилось такое в этом мрачном средневековом судилище? Жак и Жан были друзьями, боевыми товарищами, но только до того момента, пока их общий сеньор граф Пьер Авалонский не подарил наследственный замок своих вассалов Карружей другому своему вассалу и близкому другу Жаку Ле Гри. Так насиловал ли он Маргариту, или Жан и жена просто решили оговорить более удачливого и предприимчивого соседа, чтобы отомстить за утрату ценной недвижимости? Или, может, Маргарита сговорилась с любовником, чтобы тот убил на дуэли нелюбимого мужа? Могло ли все это мотивировать богобоязненную средневековую католичку врать на церковном суде, хотя за лжесвидетельство в те суровые времена сжигали на костре?

Фото: kinopoisk.ru

А еще интереснее, как вообще сэр Скотт решился на такое? Расемон, Куросава, стороны какие-то, обвинения, ненадежные рассказчики, это же надо быть тонким психологом, разбираться, у кого какие мотивы, выгоды, кто кем себя видит, считает. Ридли Скотт – мастер масштабных постановок, эпических блокбастеров, жанрового кино, боевиков, фантастики, без обид, но он не Линч и не Аронофски, психология – немного не его конек. Или, возможно, религиозный аспект сюжета привлек его внимание, этот самый суд был католический, христианский, а сэра Скотта в последнее время очень занимают вопросы веры, богоискательство, если не сказать больше.

Фото: kinopoisk.ru

Но на самом деле все несколько проще. Этот постмодернистский сценарий, который превращает историю 600-летней давности в актуальный конфликт эпохи meetoo и делает Маргариту де Карруж первой жертвой этой эпохи, написали для сэра Ридли два друга и давних партнера по кинобизнесу Бен Аффлек и Мэтт Дэймон. Это они отыскали где-то книгу безвестного калифорнийского историка и смогли вписать средневековую летопись в современный феминистский контекст.

Фото: kinopoisk.ru

Уравняли жертв изнасилований всех времен. И неважно, кто их насиловал – Жак Ле Гри, Майк Тайсон или Харви Вайнштейн. Уравняли насильников и всех тех, кто их поддерживает. Ведь и они уже шестьсот лет твердят одно и то же. «Баба не захочет — кобель не наскочит», «она сама этого хотела», «сама виновата», и так далее, и так далее. Умножьте эту историю на средневековый антураж, мрачные замки, суровые битвы, роскошных красавиц в кружевах и брутальных рыцарей в исполнении звезд Голливуда первой величины.

Фото: kinopoisk.ru

Скотту достался шикарный сценарий. Но это не умаляет достоинств самого маэстро. Со степенной грацией профессионала 90-го уровня одним движением камеры, невидимой невооруженным глазом сменой ракурса, секундной рассинхронизацией персонажей в кадре он превращает героизм в идиотизм, подвиг – в военное преступление, отважного солдата – в кровавого убийцу, бедного рыцаря – в меркантильного скрягу, благородную даму – в распутную девку, а не в меру одаренного на фоне неграмотных соседей юношу – в порочного извращенца. Наглядно демонстрирует, как всесильны могут быть свет и камера в руках постановщика, который знает, что с ними делать.

Фото: kinopoisk.ru

Все это делает фильм похожим на учебное пособие для будущих кинематографистов. «Последнюю дуэль» можно прямо сейчас преподавать в киношколах. Но это совсем не занудный материал. Старый Скотт борозды не испортит.

Фото: kinopoisk.ru

Не будем забывать, чьи фильмы 20 лет копировали и цитировали режиссеры и продюсеры, сценаристы и операторы, мастера батальной хореографии и костюмеры «Игры престолов», «Викингов», «Рима» и еще пары десятков многосезонных сериалов с каналов HBO и Нетфликса. А сэр Скотт за эти 20 лет совсем не растерял навыки. Скорее наоборот, приобрел новые. И выдал мастер-класс по поводу того, как надо снимать батальные сцены, освещать средневековые интерьеры, наряжать актеров и массовку и очень много чему еще научил молодежь. Так что ребятам с Нетфликса и HBO на следующие 20 лет хватит.

Удачного просмотра.