Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Наш ответ Малефисенте. Павел Матяж о мультфильме «Кощей. Начало»

29 октября 2021, 14:15
Наш ответ Малефисенте. Павел Матяж о мультфильме «Кощей. Начало»
Фото: Кадр из мультфильма «Кощей. Начало»
В очень далекой и глубоко параллельной вселенной русского мультсериала «Сказочный патруль» еще не бессмертный Кощей спасает из беды красавиц и сражается со злом из другой, еще более параллельной вселенной.

История эта крайне запутанная. Русские народные сказки пытались реанимировать, апгрейдить и переиначивать много раз. Тут можно вспомнить и «Лиловый шар» Кира Булычева, и «Понедельник начинается в субботу» Стругацких. В 21 веке что-то подобное пытались написать современные российские авторы вроде Лукьяненко или Перумова.

Только ленивый не знаком с творчеством российской мульткорпорации «Мельница», которая выпустила на экраны 11 фильмов из цикла «Три богатыря», и продукцией их конкурентов из российского подразделения Дисней — франшизой «Последний богатырь». Но надо сказать, что всем вышеупомянутым авторам очень далеко до радикальнейшего пересмотра русской сказочной традиции, который предлагают нам и нашим детям демиурги со студии «Паровоз» и телеканала «Россия-1» при поддержке «Фонда кино».

Молодой и дерзкий Кощей разъезжает на крутом чоппере, щеголяет подбритой бровью и охотится за Камнями Бесконечности (не спрашивайте). Последний из них находится в замке Василисы Прекрасной под защитой бдительных стражников и самой современной охранной системы. Но хитроумный Кощей под покровом ночной темноты легко обманывает бдительность стражи и охранной системы и крадет камень. Василиса Прекрасная отправляет в погоню Змея Горыныча, а начальник стражи вызывает Щенячий, то есть нет, конечно же, Сказочный патруль.

Фото: kinopoisk.ru

Добравшись до своего замка, Кощей пытается соединить украденный камень с остальными, но тут буквально из-под земли на него набрасываются четыре девочки-тинейджера с палками. Позднее прибывает Горыныч и присоединяется к потасовке. В кульминационный момент с помощью магического артефакта сражение останавливает Баба-яга.

Фото: kinopoisk.ru

Для людей, знакомых с русскими сказками по самим русским сказкам, так сказать, в оригинале, это все чистая абракадабра. Но родители девочек дошкольного возраста, возможно, уже сталкивались с российским мультсериалом «Сказочный патруль», во вселенной которого и происходит это безумие. Всех остальных придется кратко ввести в курс дела.

Фото: kinopoisk.ru

В 2016 году на телеканале «Карусель» начали показывать мультсериал «Сказочный патруль» про четырех юных волшебниц: Аленку, Варю, Машу и Снежку, которые живут в городе Мышкин и защищают его от разнообразных сил зла. Кроме них, в той сказочной вселенной одновременно существуют: Мышиный король и Карабас-Барабас, Водяной и Леший, Дед Мороз и Пряничные человечки, волколаки и орки, гномы и дриады, тролли, джинны, лепреконы, их клоны и драконы. А также Медуза Горгона, огненный ифрит Дэв, Курочка Ряба, Снежная королева, фея Моргана, Кощей Бессмертный и очень-очень много кто еще.

Создатели сериала используют и перемешивают все: кельтскую мифологию со скандинавской, персидской, китайской, греческой и славянской, все это вместе – со сказками Шарля Перро и братьев Гримм, Пушкина, Родари и Коллоди, Толстого и Носова. Так что омоложение и смена полярности Кощея, Бабы-яги и Змея Горыныча – далеко не самое революционное из того, чем ребята со студии «Паровоз» уже пять лет удивляют зрителя.

Фото: kinopoisk.ru

Четырех юных волшебниц из начала предыдущего абзаца можете не запоминать – безудержная фантазия сценаристов не оставила им места в новом фильме. «Кощей. Начало» – спин-офф «Сказочного патруля» и посвящен он бурной молодости главного русского народного суперзлодея.

Когда юный герой странствовал по городам и весям в компании говорящего Меча-Кладенца и дружил с сексапильной красоткой Ягой, которая гоняла в гибриде пиратского корабля и избушки на курьих ножках. Винегрет тут замешан еще более забористый, чем в сериале, поскольку сценаристам (возможно, впервые за пять лет) пришлось сконцентрировать свои усилия на едином 90-минутном нарративе.

Фото: kinopoisk.ru

Баба-яга в этом нарративе тоже только в эпизодах. А главная женская роль – у цирковой артистки с миядзаковским именем Мэй, дочери лесного бога из то ли предыдущих, то ли будущих серий. По сюжету Кощей, Мэй, Яга и их волшебные помощники Панда, Котофеечка, Цыпленок и уже упомянутый Кладенец должны остановить нашествие сил зла, которые представлены странной бесформенной штуковиной по имени Белый Призрак и его таким же бесформенным мегабоссом, которого нельзя называть.

Фото: kinopoisk.ru

В этой недосказанности, недооформленности, недосформулированности противника, силы зла, которое должна победить ватага колоритных протагонистов, и кроется главная проблема сценаристов «Кощея», которую они пытаются закамуфлировать фонтаном заимствованных из других сказок, мифов, фантастических романов и мультфильмов идей.

Фото: kinopoisk.ru

Такой проблемы не было у главных западных аналогов «Кощея» – «Малефисенте» и «Шреке», но была у самого близкого русскоязычного референса – дилогии «Последний богатырь». А все потому, что, выворачивая «Спящую красавицу» наизнанку и меняя полярность персонажей, голливудские авторы не нарушали баланс сил.

Ну да, оказалось, что злая колдунья не такая уж злая, а король и его придворные не такие уж добрые, но конфликт между ними и судьба принцессы остались в центре повествования, сама история осталась той же, только стала объемнее, многозначнее.

Фото: kinopoisk.ru

Авторам «Кощея» не удалось выполнить тот же номер с диснеевским изяществом. Да, Кощей превратился в юного красавца, из Бессмертного стал Влюбленным. В смысле буквально превратился в романтического героя, а вместе с ним Баба-яга, Змей Горыныч, Водяной и много кто еще. Но перевернуть сказку полностью и превратить русских богатырей, а главное царя-батюшку, в злодеев у кощеевских сценаристов не хватило духу.

Фото: kinopoisk.ru

Поэтому в духов превратились силы зла. Бестелесных и бесформенных, непонятно чего желающих и чем грозящих. Очень больших и ледяных, но призрачных и поэтому совсем не страшных. А что это за сказка без старого доброго злодея? Впрочем, юных зрителей, которых сегодня организованно ведут в кинотеатры по случаю очередных карантикул, об этом никто не спрашивает.

Удачного просмотра.