Сретенская церковь
Фото: из личного архива Дмитрия Елизарова, предоставлено 66.RU |
---|
Выезжаем на Сибирский тракт — на ту самую государеву дорогу, которая объединяет Московию и Сибирь уже более 200 лет. Доезжаем до села Никольского, что вблизи Камышлова. Находим в нем Сретенскую церковь. А точнее — руины, открытые всем ветрам и непогодам, но прекрасно сохранившие росписи в интерьере. Сегодняшние хозяева когда-то представительного храма — лошади и овцы, а еще в начале XX в. храм был главным украшением села.
Фото: из личного архива Дмитрия Елизарова, предоставлено 66.RU |
---|
У села Никольского занятная история. Изначально оно было образовано как деревня — экономия (заимка) Далматовского монастыря, она называлась Пышминско-Экономическая, соединяя в названии географический маркер и свою функцию. В XIX веке Далматовский монастырь передал свою экономию монастырю Верхотурскому — Николаевскому, тогда название и переменилось на Никольское. Но заимкой верхотурского монастыря село тоже было не больше столетия — Николаевский мужской монастырь передал Никольское женскому Новотихвинскому (Екатеринбург), в ведении которого село и оставалось до начала XX века.
Фото: из личного архива Дмитрия Елизарова, предоставлено 66.RU |
---|
Статус монастырской вотчины требовал достойного храма. И в 1836 году была заложена каменная трехпрестольная церковь, главный престол которой, Сретения Господня, был освящен в 1842 году.
Фото: из личного архива Дмитрия Елизарова, предоставлено 66.RU |
---|
Фото: из личного архива Дмитрия Елизарова, предоставлено 66.RU |
---|
Информации об архитекторе храма мне найти не удалось, но стилистический анализ позволяет соотнести архитектуру храма с типовыми проектами Иосифа Шарлеманя, адаптированными к региону Михаилом Малаховым. Из Никольского направляемся в село Галкинское, которое также находится совсем недалеко от Камышлова.
Церковь Боголюбской иконы Божьей матери
История села затерялась в событиях двух последних столетий, единственное что известно, — первыми жителями были товарищи Галкины. История храма благодаря Епархиальным ведомостям известна лучше.
Фото: из личного архива Дмитрия Елизарова, предоставлено 66.RU |
---|
На месте нынешней церкви Боголюбской иконы Божьей матери еще в 1800 году была заложена другая — двухэтажная и двухпрестольная. С 1803 года храм действовал, но у него был не достроен второй этаж. Очень скоро из-за слабых грунтов храм начал разрушаться. Здание запечатали, службы проводить перестали, а в 1842 году была заложена и возведена за два года церковь, которую мы можем увидеть сейчас.
Храм номинально законсервирован, но активных действий по восстановлению не ведется. Внутрь попасть можно через окно. Сохранность строения — неплохая, хорошо просматриваются кирпичная кладка и серьезные металлические стяжки.
Фото: из личного архива Дмитрия Елизарова, предоставлено 66.RU |
---|
А если говорить о стилистике — Боголюбская церковь может называться памятником эклектики, так как в ее облике совершенно четко просматриваются и классицизм (колокольня, портики, колонны), и обращение к русскому стилю (главы и барабаны куполов). Из Галкинского едем в село Филатовское.
Вознесенская церковь в с. Филатовское
История населенного пункта давняя: еще в 1674 году на его месте известна Калиновская слобода, а в 1719 году слободу «назначили быть» деревней Филатова. Церковь в ней заложили в 1859 году, а освятили в 1869-м — именно с этого момента деревню Филатова стали именовать в реестрах селом Филатовским.
Архивы сохранили данные об уникальном для Урала явлении: Филатовское во второй половине XIX века было одним из центров скопчества. Скопцы были последователями секты «Духовных христиан», которые проводили оскопления как богоугодное дело. Для Урала, с его количеством православных и староверов-раскольников, скопцы были чудовищным недоразумением. Буквально за 20 лет в Сибирь из этого района за пропаганду скопчества было выслано порядка 60 человек.
Фото: из личного архива Дмитрия Елизарова, предоставлено 66.RU |
---|
Фото: из личного архива Дмитрия Елизарова, предоставлено 66.RU |
---|
Вернемся же к храму. Исторических фотографий с обликом храма мне найти не удалось, остов же представляет собой коробку и колокольню в классическом стиле с декором фасадов в «русском стиле». Росписей в храме не сохранилось, а остатки синей штукатурки с виньетками позволяют предположить, что их и не было. Возможно, по недостатку средств прихожане не смогли пригласить артель художников, поэтому обошлись минимумом. Храм большой и печальный. Из Филатовского выдвигаемся в село Новопышминское.
Храм Михаила Архангела
Храм Михаила Архангела, заложенный в 1796 году, — удивительный пример постройки в уже устаревшем к тому времени стиле «петровского барокко». Искусствоведы находят прямое сходство архитектуры новопышминского храма с Богоявленским собором в Екатеринбурге (уничтожен в 1930-м, находился на нынешней площади 1905 года).
Фото: архивное фото, предоставлено 66.RU |
---|
Так выглядел собор в Екатеринбурге |
Здание в отличной сохранности (с точки зрения конструктива). Храм очень большой для такого села, но загадки тут никакой нет. Вполне благополучное сегодняшнее Новопышминское — это только остатки богатого села XIX века.
Фото: из личного архива Дмитрия Елизарова, предоставлено 66.RU |
---|
История населенного пункта началась еще в конце XVII века, когда здесь был построен острог с воинскими людьми «Верхотурские присылки», а некоторые сведения сообщают о «дворце» (подворье) Верхотурского монастыря. В XIX веке в селе трижды в год проходила ярмарка, которая пользовалась огромным успехом. К концу века жители села работали на добыче асбеста, железной руды, белой глины. Да и земледелие в этом районе процветало, так что село никогда не бедствовало.
Маршрут Надежда Елизарова-Бурлакова разработала специально для своего просветительского проекта «Архликбез». Помочь со сбором на публикацию книги «Утраченные храмы Свердловской области» можно на краудфандинг-платформе «Планета».