Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Не ужас, а ужас-ужас-ужас. Павел Матяж о фильме «Демоник»

15 октября 2021, 11:07
Не ужас, а ужас-ужас-ужас. Павел Матяж о фильме «Демоник»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Южноафриканский режиссер Нил Бломкамп, известный по сай-фаям «Район №9», «Элизиум» и «Робот по имени Чаппи», снял фильм ужасов. Из-за пандемии съемки откладывали, фильм переименовывали, меняли команду, потом откладывали уже прокат, потом переносили его в онлайн, на стриминговые платформы, и вот наконец 14 октября многострадальный проект стартует в российских кинотеатрах.

Умнице и красавице Карли (Карли Поуп «Молодежная лихорадка») уже под сорок, но она не замужем, без детей и, судя по всему, не планирует. То же самое можно сказать о ее старых приятелях Мартине (Крис Мартин «Погребенный заживо») и Сэм (Кэндис МакКлюр «Ромео должен умереть»). Но если карлины кореша успешно справляются с кризисом среднего возраста с помощью алкоголя, попивая соответственно пиво и вино в своих холостяцких квартирах, то главной героине такой простой способ не подходит. Все дело в том, что именно ее мама Анжела (Натали Болтт «Район №9») испортила детство дочери и ее друзьям, оказавшись психопаткой, склонной к массовым убийствам. Вот уже 20 лет Карли мучают кошмарные сны о встречах с любимой мамочкой.

Одними снами все не ограничится, конечно же. На страдалицу Карли выходят странноватые ученые из некой таинственной лаборатории. И предлагают войти с Анжелой в интерактивный контакт с помощью суперпрорывной технологии (ну как в «Матрице», «Троне», «Аватаре», «Нирване», «Кредо убийцы», «Газонокосильщике» и половине серий «Черного зеркала»). Способность контактировать с кем бы то ни было менее изощренным способом зловещая мамаша утратила не так давно, когда проломила голову о тюремную стену и отправила себя в кому.

Фото: kinopoisk.ru

Психология сейчас на подъеме, поэтому Карли, как прогрессивная девушка, соглашается на виртуальные разборки с источником всех своих незаживающих психотравм. Врачи обвешивают красавицу датчиками и гаджетами и отправляют прямиком в подсознание ее чокнутой родительницы. Внутри все оказывается неожиданно коряво отрендерено. Чем-то напоминает фильм «Помутнение», ну или любую инди-игрушку середины нулевых. Но героиня не придирается, все-таки это медицинская программа, а не новый проект Хидэо Кодзимы. Тем более, выясняется, что авантюрная компьютерная графика – наименьшая из проблем бедняжки Карли. Безумная мамочка в своей голове не одна – все эти годы вместе с ней там пребывал крайне неприятный адский демон. И теперь он полон решимости выбраться наконец на волю.

Фото: kinopoisk.ru

Как говорил Тайвин Ланнистер, люди всегда винят демонов, когда их грандиозные планы проваливаются. Наверное, это не раз приходило в голову Нилу Бломкампу в ходе длиннющей черной полосы, которая началась у него сразу после провала «Чаппи» в прокате. Впрочем, 100 миллионов, которые тот заработал, сейчас, наверное, кажутся Нилу серьезным кассовым достижением. Настоящие неудачи посыпались на южноафриканского вундеркинда после.

Фото: kinopoisk.ru

Сначала сорвались съемки «Чужого 5», над которым Бломкамп работал с большим энтузиазмом, планировал привлечь Сигурни Уивер и Майкла Бина и даже намекал, что снимет не один, а сразу несколько фильмов франшизы. Но все эти начинания похоронил великий и ужасный Ридли Скотт, запустив в космос своих «Прометея» с «Заветом». Та же участь постигла «Возвращение Робокопа», «Левиафана» (не Андрея Звягинцева) и серию короткометражек Oats Studios, ни одна из которых так и не стала полнометражным фильмом, несмотря на все приложенные усилия.

Фото: kinopoisk.ru

Может быть, после стольких провалов 42-летний режиссер утратил веру в себя, а может, и наоборот – решил, что клин клином вышибают, и стал бороться с проклятьем с помощью демонов. На глазах изумленной публики Нил переобулся в воздухе, развернул фильм на 180 градусов и с привычной для себя территории научной фантастики в духе «Черного зеркала» направился прямиком в «Кошмар на улице Вязов», мистический триллер из 80-х. Или даже поглубже.

Фото: kinopoisk.ru

Под стильными пиджаками и белыми халатами ученых-киберпсихологов обнаружились монашеские рясы профессиональных экзорцистов, а под ними – суровые иезуитские татуировки. В «Молодом папе» такого не показывали, ватиканская школа татуажа – это что-то из репертуара позднего Пелевина. Но, в отличие от романов Виктора Олеговича, где кибернетика может если не органично, то хотя бы иронично переплетаться с демонологией, в «Демонике» так и не нашлось логического объяснения внезапному переходу от нейропсихологии к оккультизму. А Бломкамп даже не пытается сделать вид, что разбирается во всех этих распятиях, иконах и христианских реликвиях, и просто использует все это как реквизит. Ему не до шуток.

Фото: kinopoisk.ru

Возможно, в этом главная проблема «Демоника» и Бломкампа. После «Хижины в лесу» ужастик без пары удачных гэгов воспринимается как наидревнейшая архаика, сегодняшние корифеи жанра Джордан Пил («Прочь», «Мы»), Роберт Эггерс («Ведьма», «Маяк»), Андрес Мускетти («Оно»), Джеймс Ван («Пила», «Астрал» и «Заклятие») выучили это как азбуку. Вот только Бломкампу об этом никто не сказал. И он на полном серьезе пытается совладать с чертями, отправляет против них реальных экзорцистов в 21 году 21 века. Но на полноценную войну с демонами у него не хватает бюджета, так же как на серьезный сай-фай.

Фото: kinopoisk.ru

Хорошая шутка могла бы если не исправить дело, то по крайней мере помогла организовать хорошую мину при плохой игре. Но Бломкамп, похоже, слишком горд для всего этого. И поэтому сейчас он тонет у всех на глазах, со зверски серьезным лицом вбивая новые и новые гвозди в гроб собственной кинематографической карьеры. Впрочем, нельзя сказать, что в связи с этим «Демоник» не заслуживает массового просмотра. Ну просто не как ужастик, а как визуализация ужасного провала. В том смысле, что это, конечно, не ужас, а ужас-ужас-ужас.

Удачного просмотра.