Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Планы на выходные: книги и фильм, чтобы понять современную индустрию IT

9 октября 2021, 11:11
Планы на выходные: книги и фильм, чтобы понять современную индустрию IT
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
В колонке 66.RU руководитель управления разработки в «Контуре» Алексей Кирпичников рассказывает о книгах и фильмах, посвященных тому, как формировалась современная IT-индустрия.

Люди любят смотреть, как создаются объекты физического мира. Мастер делает нож из старого напильника? 28 миллионов просмотров. Роботы собирают «Мерседес»? 68 миллионов просмотров.

Вряд ли многие захотят смотреть на совещание проектных менеджеров в переговорке. Или на то, как проектировщик интерфейсов двигает кнопки на макете сайта, потягивая время от времени капучино. В этом нет ничего захватывающего.

В каком-то смысле мы лишены возможности «увидеть», как создаются цифровые продукты, хотя контактируем мы с ними куда больше, чем с ножами и мерседесами.

В этой подборке — четыре книги и один фильм о людях и компаниях, без которых современную индустрию IT невозможно представить. Возможно, это даже лучше, чем увидеть — это шанс ее «понять».

«От нуля к единице», Питер Тиль

Купить книгу можно, например, здесь.

IT — это стартапы, а стартапы — это IT. Один из самых успешных инвесторов Кремниевой долины рассказывает в своей книге о том, как самым знаменитым стартаперам Кремниевой долины — среди них Билл Гейтс, Марк Цукерберг, Ларри Пейдж и Сергей Брин — удалось создать что-то «новое».

Центральная мысль книги: когда вы что-то копируете, вы получаете из одного экземпляра два, три, четыре и так далее. Но создать что-то новое — это как получить из нуля единицу. И только создавая новое — а не пытаясь повторить чужое, — можно построить сверхуспешную современную компанию.

Еще на эту тему можно почитать «Социальная сеть» Дэвида Киркпатрика. И «Бизнес с нуля» Эрика Риса. Интересно, что в названии русского издания переводчик тоже обращается к метафоре «нуля».

«Кровь, пот и пиксели», Джейсон Шрейер

Купить книгу можно по ссылке.

Некоторые считают игры несерьезным и как будто бы даже низким жанром в IT. Занятием для подростков с красными от бессонных ночей глазами.

Между тем рынок компьютерных игр огромен: в 2021 году он превысит $175 млрд. Разработка игры мирового уровня — это сложный производственный процесс, ничем не уступающий разработке «серьезного» софта, такого как Microsoft Office или поисковая система «Яндекса».

При этом в геймдеве есть что-то особенное, что, пожалуй, делает его похожим на кино. Ведь успешная игра — это не всегда блокбастер от крупной студии, над которым работали сотни человек. Иногда бывает, что культовый статус и сообщество преданных поклонников обретает симулятор фермера, который несколько лет вынашивал, а потом создавал своими руками энтузиаст-одиночка — включая всю графику и даже саундтрек.

Тем интереснее заглянуть внутрь и понять, как эти игры делаются.

«Цель», Элияху Голдратт

Купить книгу можно по ссылке.

Рискованная затея: включить в список для воскресного чтения толстенную книгу, которая считается классикой бизнес-литературы. К тому же, какое отношение к IT в 2021 году может иметь книга о промышленном производстве из 80-х?

«Цель» написана в жанре производственного романа: задача главного героя — за три месяца исправить недочеты производства и превратить фабрику из убыточной и постоянно срывающей сроки — в процветающую. И заодно найти общий язык с женой :)

Современную разработку софта невозможно представить себе без идей бережливого производства, которые были изобретены японцами в Toyota еще в 50-х и помогли находящемуся в кризисе автогиганту с дурной репутацией стать одним из крупнейших производителей, который славится качеством своей продукции. Пожалуй, самый доступный способ прикоснуться и почувствовать эти идеи — прочитать «Цель».

К тому же, если ваш друг-айтишник все время с загадочным видом произносит слова «эджайл» или «канбан» — теперь вам будет о чем поговорить.

Еще на эту тему можно почитать «Проект Феникс» Джина Кима. Это идеологический наследник «Цели», написанный в том же стиле. Если хотите понять, почему сисадмины вдруг стали называть себя «девопс-инженерами» и требовать зарплату в три раза больше прежнего.

«Стив Джобс», Уолтер Айзексон

Купить книгу можно, например, здесь.

Несколько дней назад исполнилось десять лет с тех пор, как умер Стив Джобс. Но мы до сих пор можем почувствовать влияние его идей на продукты компании Apple, а значит, неизбежно, и на IT в целом.

Эта биографическая книга составлена на основании сотен интервью, взятых у самого Джобса, его друзей и родственников. При этом личность Джобса сложно отделить от его работы, от его продуктов. Поэтому книга о нем — это книга о том, откуда появились современные смартфоны и планшеты. О том, почему мы пользуемся мышкой, а не вводим команды в текстовый терминал. И даже о том, почему современные мультфильмы выглядят именно так, а не иначе.

Интересно, что Джобс сказал бы о ноутбуке, на котором я пишу эту статью. Похвалил бы время работы от батареи? Впал в ярость от того, что мы все еще пользуемся клавиатурой, а не набираем текст силой мысли?

«Как устроена IT-столица мира», Юрий Дудь

Посмотреть фильм Юрия Дудя вы сможете здесь.

Для тех, кто хочет хоть немного заглянуть за занавеску, но считает книги слишком тяжелым развлечением для выходных.

Легкий для восприятия (пусть и трехчасовой), слегка наивный документальный фильм, снятый меньше чем за неделю в Кремниевой долине. Фильм об американской мечте в русском исполнении: серия интервью с выходцами из России, которые смогли самореализоваться и заработать кучу денег в Америке. Этакий романтический образ золотой лихорадки, но на современный лад, с уклоном в IT.

Собрать в голове цельную картинку о том, как устроена современная индустрия IT, из одного этого фильма, пожалуй, не выйдет. Но это необходимая часть пазла. Как минимум с точки зрения способа передачи информации: перед нами не старомодная книга, а шоу на YouTube. Ведь возрастающая популярность этих шоу и их уже свершившаяся победа над традиционным телевидением — прямая демонстрация, как технологии влияют на то, как мы проводим свободное время и как воспринимаем окружающий мир.