«Общага» — дебютная режиссерская работа Романа Васьянова, который до этого был известен в кинематографе как успешный российский и западный оператор. Лента рассказывает о пяти друзьях, которые живут в свердловском общежитии середины 80-х годов. Их крепкая, на первый взгляд, дружба и истинная любовь не проходят испытания трудностями. Привычную жизнь обрывает самоубийство однокурсницы, после которого друзей выселяют из комнат. Именно после этого им приходится предавать, врать, угрожать и даже спать с кем нужно за место в общаге.
Алексей Иванов о фильме:
«Мне кажется, что фильм соответствует роману и текст в нем жив. Но поскольку литература — это одна художественная система, а кинематограф — другая, неизбежны потери или искажения при переводе произведения из одной в другую. К этому, как призывает наш президент, нужно относится с пониманием. Я хочу сказать, что фильм — это все-таки продукт режиссера, а не писателя, поэтому я его могу обсуждать только как обычный зритель.
Это мощное высказывание, которое надолго останется в культуре. На меня фильм произвел шоковое впечатление: это тяжелое, серьезное произведение. Благодаря замечательной режиссерской работе Романа Васьянова и великолепной игре актеров, среди которых невозможно вычленить главного героя, потому что все они яркие и равнозначные, что редко сейчас. В современных фильмах запоминается обычно один герой, остальные — массовка. Здесь каждый равноценен.
![]() Фото: Екатерина Журавлева, 66.RU |
---|
Евангельские истины и нормы жизни — противоречивы, и свобода человека заключается в том, что трактовать их можно как угодно. И вот герои в силу обстоятельств решают трактовать евангельские нормы (о преданности, верности, честности, прощении), как им выгодно в данный момент и как их заставляет это делать общага.
Герой Иван в романе и герой в фильме — похожи, но в фильме, в отличие от романа, он не озвучивает свою идеологию. Его кредо — мне все можно, потому что я талант. А все должны меня спасать, любить и служить мне. Это свойственно для определенного человеческого психотипа. Для талантливого, ранимого человека, которому очень больно жить в мире, потому что он, как оголенный нерв. Этот тип был распространен в конце 80-х. К нему относятся Александр Башлачев, с которого я списал героя, Борис Рыжий, Илья Кормильцев. Это конфликтные люди, которые доставляют боль окружающим.
Света, например, всем своим видом говорит, что я всех люблю и даже если совершу плохой поступок, все равно останусь хорошим человеком. А Нелли говорит, что если бог — автор романа, а она главная героиня этого романа, то может делать что угодно, потому что так положено — иначе роман будет неинтересным.
Роман «Общага-на-Крови» я написал в 1992 году, когда было время свободы — это редкое время для нашей страны, когда диктат идеологии уже закончился, а диктат денег еще не начался. И этот период был временем абсолютной свободы. И свой роман я тоже писал в какой-то степени о свободе, хотя свобода далеко не главная тема в этом романе. Но важная.
В этом фильме очень много чистой и искренней любви. Отношения внутри этой компании друзей — они изначально чистые и искренние. Да, потом мы видим, что их испоганили. Но если бы они изначально не были светлыми и добрыми, нечего было бы портить. Фильм о беде, но не о падении.
В этом случае трудности не объединяют. Ситуация именно такая, что людям необходимо разбежаться, чтобы уцелеть. Лично для меня все эти герои — очень хорошие люди, просто они попали в ужасные обстоятельства, сделали неправильный выбор и сотворили отвратительные поступки. Но от этого они не перестали быть хорошими, они все равно страдают, они все равно сожалеют, божья искра в них сохранилась.
Я познакомился с Романом Васьяновым, когда уже шли съемки. Я приезжал в общежитие в Питере и смотрел, как идет процесс. У меня было ощущение, что я попал в свою общагу конца 80-х. Режиссер передает атмосферу не только интерьерами и вещами, но даже лицами людей. Настолько органично все сошлось.
Убедил ли меня Васьянов в том, что он сделал серьезное произведение с размышлениями, да, убедил. Сделал бы я так, как сделал он (изменил финал произведения, — прим. ред.), — нет не сделал бы, я бы сделал так, как в романе. Но это не спор, это два разных ствола, растущие от одного корня.
У Романа Васьянова сработала общекультурная программа. Могу объяснить на своем примере. У каждого молодого писателя есть такая болезнь: она называется «достоевщина». То есть многие, когда начинают писать, ориентируются на Достоевского и его формат: это драматические истории, которые происходят с молодыми людьми. Яркие драмы, сильные страсти. Люди в таких произведениях много говорят и переживают — это и есть суть «достоевщины».
«Общага» — классический пример. Такой болезни молодого автора, но это очень правильная болезнь, очень хорошая, замечательно, что я ей в свое время переболел. Мне кажется, Роману Васьянову тоже хотелось снять что-то такое «достоевское». Потому как для меня роман «Общага-на-Крови» был дебютом, так и для него фильм «Общага» — является режиссерским дебютом».