Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Выходит 25-й «Бонд». Время пересмотреть фильмы эры Дэниела Крейга от худшего к лучшему

29 сентября 2021, 14:01
Выходит 25-й «Бонд». Время пересмотреть фильмы эры Дэниела Крейга от худшего к лучшему
Фото: фирмы-производителя
Командор ВМФ Британии, верный слуга на секретной службе Ее Величества в 25-й раз готовится защитить Корону (и весь мир заодно). Этот раз станет последним, когда он будет делать это в шкуре голубоглазого блондина Дэниела Крейга. Самое время отдать должное его эпохе. Она была насыщенной.

Удивительно, конечно, как в середине «нулевых» от назначения Крейга взорвались недовольством тематические форумы (и тогда еще ICQ) и как на излете его эпохи все чаще звучат сравнения с Шоном Коннери и осторожные выкрики на тему «Лучший Бонд ever!».

Еще удивительнее, какой неравномерной вышла бондиана его эпохи и как в то же время ровно чередовались удачные и неудачные работы. За окологениальным «Роялем» шел позорный «Квант», который сменил без оговорок гениальный «Скайфолл», достижения которого помножил на ноль «СПЕКТР».

По этой логике заключительный фильм крейговой эры должен снова быть на высоте. А пока — вспоминаем, что было до.

«Квант милосердия», 2008

  • Реж. Марк Фостер
Фото: фирмы-производителя

Прямой сиквел роскошного «Казино «Рояль», стократно уступающий предшественнику по всем фронтам.

Единственная часть бондианы, которую физически больно смотреть. Бездарно поставленные и преступно склеенные экшен-сцены, возможно, и несут какую-то нагрузку. Но за рваным монтажом мельтешения крупных планов это неочевидно и нечитаемо.

Схематичный сюжет лишь прикидывается лихо закрученным, на поверку оказываясь набором клишированных ходов про заговоры и предательства. Не спасает даже заигрывание с актуальной уже тогда экоповесткой.

Авторы умудрились запороть даже лиричный образ приземленного Бонда из «Казино «Рояль». Там, напомню, мы узнали, что ему не чужды слабости, он совершает ошибки и способен даже любить. Тут нам на новом витке снова продают супергеройского Бонда без страха и упрека, как будто мы не насмотрелись на это в эпоху Пирса Броснана.

Совершенно необязательная проходная работа, написанная никак, а сделанная плохо.

«007. СПЕКТР», 2015

  • Реж. Сэм Мендес
Фото: фирмы-производителя

Совершенно натужный и выспренный, лишний и ненужный после «Скайфолла» фильм за авторством, что иронично, создателя «Скайфолла».

Как и в случае с «Квантом», все нововведения франшизы в виде приземленного дегероизированного Бонда оказались в сточной канаве, перед нами снова двухчасовой аттракцион с погонями, перестрелками, красивыми женщинами и тайными заговорами мировой закулисы.

В 70-х смотрелось бы актуально и свежо, но в 2015-м? Увольте. Схематичные образы, схематичный сюжет, условность всего сущего — в это не верится, это не трогает.

Но как аттракцион с пиротехникой и погонями (единственная возможность посмотреть вживую на концепт Jaguar C-X75) «СПЕКТР» заслуживает право занять ваш вечер.

007: координаты «Скайфолл», 2012

  • Реж. Сэм Мендес
Фото: фирмы-производителя

Второй самый нетипичный фильм в контексте серии.

Тут нет бронебойного героя — есть мужик средних лет на госслужбе, у которого проблемы с самоконтролем, алкоголем, нормами ГТО, башкой (и, не исключено, что эрекцией).

Тут нет хеппи-энда с лучами заката — есть грустный и по-житейски логичный финал с кровью и туманной хмарью английской пасторали.

Тут нет заговора очередной ложи — есть злодей с понятной мотивацией мести.

Тут намешано слоями — фрейдизма, конфликтов античной трагедии между матерью и сыновьями, бытовых вопросов вида «что я такое в мои сорок?».

Тут столько всего, что не реже двух раз в год я выкраиваю время и сажусь пересматривать «Скайфолл» в полной отключке от остального мира.

«Казино «Рояль», 2006

  • Реж. Мартин Кэмпбелл
Фото: фирмы-производителя

Извините, не могу не похвастаться, но однажды я останавливался в карловарском отеле Pupp, где снимали часть сцен «Казино «Рояль». И там совершенно невозможно войти в эти двери и не услышать у себя в голове раскаты духовых и фанфары заглавной темы бондианы.

Иронично, но сам фильм не так эпичен и грандиозен, как музыка за авторством Джона Барри (или Монти Нормана, там спорно). И вовсе не так пафосен, как своды отеля XVIII века. Это во многом камерная, предельно лаконичная история преступления и наказания, проб и ошибок, столкновения в первую очередь умов, а уже потом — грубой животной силы.

Монументальная игра Мадса Миккельсена, тончайшая британская ирония в диалогах и деконструированный образ бессмертного супергероя. Здесь нам впервые показывают Бонда со слабостями, Бонда с косяками — земного и понятного. Не секретного агента, которому все дается легко и с наскока, но агента, который может налажать даже на простой миссии по отравлению перебежчика где-нибудь в британской глубинке.

Величие «Казино «Рояль» в новом взгляде на привычные образы и сюжеты — взгляде смелом и в чем-то революционном. Нам дали не героя из сказки — архетипичного, предсказуемого, прямолинейного. Героя без двойного дна и характера в принципе. Нет, Кэмпбелл со товарищи дали нам героя из сводки новостей, в которого наконец-то веришь без оглядки.

Спин-офф: церемония открытия Олимпиады в Лондоне, 2012

  • Реж. Дэнни Бойл

Грандиозное открытие летних игр в столице Британии ставил британец Дэнни Бойл, который в каскаде достижений Британии особое место уделил командору ВМФ и агенту с двумя нулями.
В образ опять вошел Дэниел Крейг: ему выпала честь сопровождать Ее Величество Елизавету II на стадион. Момент их встречи по-своему символичен и грандиозен, несмотря на напускную чопорную сдержанность:

— Good evening, mr. Bond
— Good evening. Your majesty…

Мощнейший оммаж культурному наследию своей страны — и такая насквозь британская ирония.