Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Джихад по-голливудски. Павел Матяж – о фильме «Дюна»

17 сентября 2021, 15:20
Джихад по-голливудски. Павел Матяж – о фильме «Дюна»
Фото: Павел Матяж для 66.RU
Режиссер Дени Вильнев в третий раз осуществил мечту миллионов фанатов ретроспективной фантастики и экранизировал знаменитый роман Фрэнка Герберта.

На самом деле можно сказать, что в четвертый, ведь кроме всем известной экранизации «Дюны» Дэвида Линча и довольно крутого, но все же недостаточно высокобюджетного сериала Джона Харрисона была еще нереализованная попытка Алехандро Ходоровски. В свое время об этот 15-часовой легендарный провал и не вполне получившийся, хоть и выпущенный таки на экраны фильм Линча было сломано немало копий: спорили о том, что удалось, что так и осталось недосягаемым, а что перекочевало в «Звездные войны», и о том, можно ли вообще экранизировать такое многослойное и сложное произведение, есть ли в этом смысл и, что немаловажно, коммерческий потенциал или стоит оставить в покое старика Герберта и снимать более простые, но зрелищные, «зрительские» картины и зарабатывать миллионы. Но сегодня все эти разговоры перечеркнуты и оставлены в далеком прошлом роскошной, мегаломанской и даже несколько жутковатой в своем великолепии экранизацией режиссера Дени Вильнева.

Кандидатура франко-канадца с самого начала казалась единственным разумным выбором. Из ныне живущих авторов он единственный, пожалуй, кто реально умеет снимать научную фантастику, а главное, любит это дело. Его «Бегущий по лезвию 2049» и «Прибытие» – безупречны. Ну практически. И даже по предварительным роликам и кадрам было очевидно, что с Вильневым фанатам ретроспективной фантастики крупно повезло.

Фото: kinopoisk.ru

Впрочем, остальных стоит для начала ввести в курс дела. Итак, 10191 год ПГ (после создания Космической Гильдии), что соответствует 21391 году обычного человеческого летоисчисления. После глобального восстания машин людям пришлось отказаться от роботов, компьютеров и прочих устройств с искусственным интеллектом и развить экстрасенсорные способности. В мире будущего важнейшую роль играет межзвездный транспорт – без него невозможна связь между планетами, развитие политики и экономики. Без тесных межпланетных контактов человечество оказалось бы разобщено гигантскими межпланетными расстояниями и обречено на стагнацию и деградацию. После отказа от компьютерных технологий межзвездные полеты осуществляются с помощью медиумов-навигаторов, а те, в свою очередь не могут пилотировать без экзотического стимулирующего вещества – спайса или меланжа, единственный источник которого – пески пустынной планеты Арракис, или Дюны.

Фото: kinopoisk.ru

Но «Дюна» – это не столько фантастическое кино про межпланетные полеты, сколько мрачный политический детектив. Готичный и жесткий, как какая-нибудь «Игра престолов», только без голых сисек, отрубленных голов и рек крови. На 12+, короче говоря.

Фото: kinopoisk.ru

За контроль над бесценным ресурсом борются два Великих Дома – мудрые и справедливые Атрейдесы и злобные и коварные Харконнены. Противостояние между ними на руку их общему сюзерену императору Шаддаму IV. Поэтому он сначала поручает разработку месторождений спайса Харконненам, а потом Атрейдесам, в надежде, что это вызовет междоусобную войну, которая ослабит обоих феодалов.

Фото: kinopoisk.ru

И пока благородный герцог Лето Атрейдес (Оскар Айзек), его наложница Джессика (Ребекка Фергюсон), их сын Пол (Тимоти Шаламе) и свита, также состоящая из звезд Голливуда первой величины, размышляют, как повысить добычу спайса и не попасть в ловушку Харконненов, барон Владимир Харконнен (Стеллан Скарсгард) и его племянник Раббан (Дейв Батиста) плетут заговор.

Фото: kinopoisk.ru

Дальше рассказывать нельзя не только во избежание спойлеров, но еще и потому, что фильм Вильнева не охватывает всю многостраничную сагу Герберта, а переносит на экран ну где-то примерно треть сюжета. Так что, по идее, у этой новой «Дюны» должны появиться продолжения, как минимум еще один фильм, а если принять во внимание неспешность и дотошность, с которыми канадский режиссер отнесся к первоисточнику, то, может быть, и два, и три. По большому счету, целину вселенной Дюны можно разрабатывать вечно, ведь у оригинального романа Герберта 1965 года есть 5 романов-продолжений, написанных самим маэстро, и еще бесчисленное количество сиквелов и приквелов, которые писали его сын Брайан Герберт и писатель Кевин Андерсон. Всяческие там «Дети Дюны», «Сестры Дюны», «Навигаторы Дюны», «Ментаты Дюны», всех не перечесть.

Фото: kinopoisk.ru

Сложно сказать, насколько хватит Вильнева. Работа над продолжением уже ведется, но сейчас судьба Вселенной Дюны зависит от проката первой части, который стартовал в Европе и России 16 сентября, а в США ее начнут показывать через месяц, 22 октября.

Фото: kinopoisk.ru

Но можно констатировать, что замах у Дени получился эпичным, с гигантской буквы Э, размером с Луну, не меньше. Наконец-то мощнейшие идеи Герберта дождались режиссера и технологий, которые оказались в состоянии перенести всю эту крутизну на экран. У Линча в 80-е получился очень характерный фильм, но спецэффекты той «Дюны» сейчас вызывают некоторую неловкость.

Фото: kinopoisk.ru

А у Вильнева со спецэффектами полный порядок. На производство ушло 165 миллионов долларов, и перед нами тот случай, когда деньги потрачены не зря, действительно. Австралийский оператор Грег Фрейзер изрядно поднаторел в космическом кино, снимая «Мандалорца», а художники работали с Вильневым над «Бегущим по лезвию 2049» и со Спилбергом над «Спасением рядового Райана». Эти ребята смогли создать умопомрачительной красоты космические пейзажи, интерьеры и костюмы, поражающий воображение дизайн фантастических летательных аппаратов и, конечно, главную достопримечательность Арракиса – гигантских песчаных червей – никогда еще они не были такими убедительно ужасающими. А чтобы окончательно вдавить зрителей в кресла циклопической мощью, над этим всем гремит и грохочет монументальная музыка Ханса Циммера.

Фото: kinopoisk.ru

Сценаристы Джон Спэйтс («Пассажиры», «Прометей») и Эрик Рот («Форрест Гамп», «Свой человек») немного модернизировали написанный 60 лет назад текст. Новыми гранями заиграла экологическая часть истории, которая сейчас намного актуальнее, чем в 1965-м. Пришлось поработать и с неоколониальным месседжем оригинальной «Дюны» – в 1960-е будущие нефтяные арабские супердержавы боролись за независимость с европейцами, а мусульманское слово «джихад» не наполнилось еще таким зловещим содержанием и могло восприниматься романтически. У Линча не было с этим проблем в 80-е, но сегодня в мире после 11 сентября, когда весь мир борется с талибаном (террористическая организация, запрещена в РФ) и ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ), очень сложно вызвать симпатию к персонажу, который разговаривает, как исламский проповедник. Кое-что пришлось подрезать.

Фото: kinopoisk.ru

Но это совершенно не испортило фильм, тем более что джихад в нем (простите за спойлер) начаться еще не успел. Новая «Дюна» экранизирована очень близко к тексту. Возможно, слишком даже. Есть в этом некоторая избыточность, которая может показаться занудством зрителям, привыкшим к более лаконичным и динамичным историям. Но настоящие фанаты научной фантастики оценят неторопливый и обстоятельный темп Вильнева по достоинству.

Фото: kinopoisk.ru

Как же долго мы этого ждали. И оно того стоило. Великое кино на все времена.

Удачного просмотра.