Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Планы на выходные: 10 музыкальных альбомов для длинной уральской осени

18 сентября 2021, 11:11
Планы на выходные: 10 музыкальных альбомов для длинной уральской осени
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Директор издания «Деловой квартал» Сергей Дружинин в качестве хобби занимается построением систем для прослушивания музыки и коллекционирует записи на разных носителях. В колонке 66.RU он составил список альбомов 70-х, 80-х, 90-х и 00-х, записанных на пластинки, диски и кассеты. Они представляют разные популярные в те годы направления музыки. Многие из этих альбомов есть в свободном доступе на платформах, а оригинальные носители можно найти на аукционах.

Сразу оговорюсь: я не претендую на статус музыковеда или эксперта. Около 20 лет я собираю коллекцию музыки, изучаю историю жанров и исполнителей, занимаюсь вопросами звуковоспроизведения — в свое удовольствие. Данная подборка — субъективна и эклектична. Я намеренно не заостряю внимание на оценке произведений (пусть этим занимаются критики или культурологи). Я расскажу о любопытных нюансах, связанных с их созданием или выпуском на носителях. А послушать и сделать выводы сможет каждый для себя сам.

Надеюсь, с помощью этой подборки читатели откроют новых интересных артистов. Или вспомнят тех, кто давно не попадал в персональные плейлисты. Приятного прослушивания!

Сборник «Jazz Piano», из серии JAZZ GREATS, № 059 (1998)

Фото: Сергей Дружинин для 66.RU

Открывает список сборник джазовых стандартов с фортепиано в качестве ведущего инструмента. Он одновременно является и музыкальным, и историческим документом. Во-первых, сборник охватывает период с 1903 по 1947 год (то есть период до начала Первой мировой и после окончания Второй мировой войны) и представляет классиков джаза (среди которых такие выдающиеся композиторы и исполнители, как Арт Татум, Дюк Эллингтон, Оскар Петерсон и др.) в самом рассвете их карьеры.

Во-вторых, представленные здесь композиции зафиксированы в эпоху, когда технологии записи на магнитную ленту еще не существовало (магнитофоны появились на студиях ближе к концу 1940-х). В начале 20 века артисты записывались напрямую на мастер-диск, с которого затем печатали грампластинки. Какие-либо студийные приемы и монтаж исключались, поэтому если кто-то из музыкантов фальшивил, запись приходилось начинать сначала. Кстати, и пластинки в то время были другие — шеллаковые (из воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми в юго-восточной Азии; спасибо, Википедия!). Слушали их на граммофонах — механических проигрывателях, которые приходилось заводить вручную. Привычные виниловые пластинки и электрические проигрыватели получили свое распространение в 1950-е годы.

Данный компакт-диск выпущен в 1998 году британским издательством Marshall Cavendish. От других подобных сборников его отличает бережный подход к оцифровке и реставрации фонограмм. Издатели убрали все механические повреждения, но не «задавили» естественный шум грампластинки. Таким образом, мы получаем уникальную возможность не только ознакомиться с музыкальным материалом, сделанным на заре звукозаписи, но и понять, как звучала музыка в записи 100 лет назад. Наверное, на сегодняшний день это один из наиболее достоверных документов в «цифре».

Мне не удалось найти эту фонограмму ни в одном из распространенных (легальных) стриминговых сервисов. На аукционных площадках сам диск в настоящее время не торгуется. Поэтому специально для читателей 66.RU я скопировал одну композицию со своего экземпляра: это «Carolina Shout» в исполнении автора — James P. Johnson. Послушать ее можно здесь. Запись сделана ровно 100 лет назад: 10 октября 1921 года в Нью-Йорке. Просто фантастика!

Web — I Spider (1970)

Фото: Сергей Дружинин для 66.RU

Конец 1960-х и 70-е годы в Европе и США были расцветом рок-музыки, в том числе таких направлений, как психоделический и прогрессивный рок. Pink Floyd, Genesis, King Crimson и десятки других исполнителей стали иконами в 20 веке. Многие, в том или ином виде, продолжают свою деятельность и в веке 21-м. Однако в их тени остались сотни (если не тысячи) других артистов, не добившихся славы или вовсе не получивших контракта со студиями звукозаписи.

В 2000-е и 2010-е годы появилось несколько лейблов, которые специализируются на розыске и публикации именно малоизвестных или неизвестных вовсе прог-исполнителей того времени. Например, немецкий лейбл Shadok’s Music в 2001 году обнародовал альбом группы Fresh Blueberry Pancake под названием «Heavy», записанный в 1970-м. Информация о коллективе уместилась всего в два абзаца: имена музыкантов и небольшая история — группа основана в 1968 году в Питтсбурге (Пенсильвания, США), в 1970 году была сделана запись, тираж которой составил 54 пластинки — и на этом все…

Фото: sinistersaladmusikal

В стриминге этой записи нет, но я нашел другую, не менее интересную. Это английская группа Web с альбомом «I Spider» (доступен в Spotify и Tidal).

Судьба Web довольно типична: после выпуска трех альбомов и не получив коммерческого успеха, группа распалась. Между тем материал, а в особенности этот альбом, на мой скромный вкус, даст фору многим популярным исполнителям. Издал его в 2008 году лейбл Cherry Red: в каталоге лейбла немало и других любопытных исполнителей.

Miles Davis — Rubberband (запись сделана в 1985 году, официально издана в 2019 году)

Фото: Сергей Дружинин для 66.RU

Удивительно, но факт: первая запись Майлза Дэвиса увидела свет в 1945 году (в качестве сольного исполнителя — в 1946-м), а финальная — в 2019-м. При этом «Rubberband» является полноценным альбомом, а не сборником лучших композиций, которые обычно штампуют после смерти исполнителя.

Но для начала пара слов о самом Дэвисе. Мне кажется, что в представлении широких масс Майлз Дэвис — этакий классик джаза, творивший в 40–50-е и ассоциирующийся со звуком патефонных пластинок. Это отчасти так, за одним очень важным исключением: в своей карьере он далеко не ограничивался только кул-джазом или бибопом. Напротив, по мере эволюции жанра развивалось и его творчество. Так, в конце 60-х он начал играть джаз-рок (нет, я не ошибся), а в 80-е пришел к фанку (и это снова не ошибка). В эти годы он записал немало отличных альбомов и работал в этих жанрах до самой смерти, в 1991 году.

Биографы отмечают явные симпатии даже к рэп-музыке, отголоски которых можно услышать в поздних альбомах, включая и «Rubberband». Впрочем, вопреки расхожему мнению о конфронтации рокеров и рэпперов, некоторые исследователи музыки 20 века полагают, что на развитие рэпа и хип-хопа ключевое влияние оказал Джимми Хендрикс, которого журнал «Time» признал величайшим гитаристом всех времен. А о том, что рэп может стать мейнстримом, в начале 90-х говорил Курт Кобейн (о нем тоже пойдет речь в этом материале).

Что же касается альбома, Майлз Дэвис приступил к записи в 1985 году, но дело не заладилось — музыкант уже вынашивал планы своей следующей работы («Tutu», 1986 г.). Поэтому ленту решили отложить. Вернулись к ней спустя несколько десятилетий, уже без самого Майлза. Ее доработали и, конечно, «осовременили». На мой взгляд, удачно. Мы можем представить, как звучал бы Дэвис в наше время, и еще раз с сожалением констатировать, что век человека недолог.

Присутствует на всех стриминговых платформах.

Nirvana — Love Buzz (1988)

Фото: база данных Discogs

Дебютный сингл американской группы Nirvana интересен сразу несколькими фактами. Опустим очевидные (вроде того, что в Британии в 70-е годы уже была группа с таким названием, а заглавный трек «Love Buzz» является кавер-версией на песню голландских рокеров Shocking Blue) и перейдем сразу к «любопытностям».

  1. Обе композиции сингла (на второй стороне пластинки трек «Big Cheese») вошли в первый альбом группы «Bleach», который увидел свет в 1989 году. Однако «Love Buzz» на нем представлена в отличающейся от сингла версии: для альбома группа перезаписала ее, так как сочла первую редакцию недостаточно проработанной. Первоначальная же версия, кроме самой первой виниловой пластинки, больше никогда не переиздавалась. Сейчас это единственная композиция из каталога Nirvana, которая не была официально издана на цифровых носителях.
  2. Трек «Love Buzz» в конце 1980-х годов был очень популярен у неформальной молодежи в Штатах и в Британии, однако на дебютный альбом «Bleach» она попала не сразу. Первые тиражи пластинок и CD включали только 11 дорожек. «Love Buzz» заняла свое привычное место в трек-листе (№ 5) в переизданиях начиная с 1990 года.
  3. Тираж сингла составил 1200 копий официально, плюс несколько десятков промокопий. На сегодня это один из самых редких и желанных релизов у коллекционеров. Стоимость оригинала с каждым годом только растет: до текущего года она составляла в среднем $2,5 тыс. за экземпляр в хорошем состоянии, а в июле этого года была совершена рекордная сделка — на $5 тыс. На сегодняшний день аукционные площадки заполнены многочисленными подделками и фейками, что также отражается на цене оригинала.

В интернете существуют специализированные сайты, посвященные этому синглу (например, здесь можно посмотреть, в каких частях света находятся экземпляры пластинки — с короткой историей от каждого владельца).

Сингловую версию «Love Buzz» вы можете послушать в оцифровке на YouTube — это единственная легальная возможность. Сам же альбом «Bleach» доступен на всех музыкальных платформах.

Фото: Сергей Дружинин для 66.RU

Кстати, уже совсем скоро, 24 сентября, второму альбому Nirvana «Nevermind» (который принес Курту Кобейну и сотоварищам мировую известность) исполняется 30 лет. Пока неясно, будет ли выпущено специальное юбилейное издание, как, например, к 20-й годовщине. Но преданные фанаты по всему миру не оставляют надежд.

Unbelievable Truth — Almost Here (1997)

Фото: Сергей Дружинин для 66.RU

Unbelievable Truth — группа Энди Йорка, старшего брата Тома Йорка, основателя известной группы Radiohead. Да-да, братья Йорк стали заниматься музыкой примерно в одно время, оба получили контракты, но удача улыбнулась только Тому.

Музыка Unbelievable Truth тяготеет к акустическому року с элементами «альтернативы» (при этом не звучит «тяжело»). В дискографии группы с 1993 по 2000 год — десяток синглов, два альбома и еще один сборник концертных записей. Йорк-старший где-то в перерывах между записями и гастролями успел получить образование в России, а потом поработать в Москве переводчиком и преподавателем.

И еще несколько любопытных фактов. 1) Контракт с Unbelievable Truth подписал рекорд-лейбл Virgin Records, основатель которого, Ричард Брэнсон, в 2021 году стал первым в мире космическим туристом. 2) Альбом «Almost Here» никогда не издавался на виниловой пластинке, но зато был издан на мини-диске (MiniDisc или коротко — MD). Формат, по сегодняшним меркам, экзотический: всего в мире было издано не более 3 тыс. наименований альбомов. Кое-что до сих пор можно встретить на аукционах, но удовольствие недешевое.

Альбом «Almost Here» и почти полная дискография Unbelievable Truth доступна на платформах. Обязательно послушайте: это действительно очень качественная музыка в своем жанре.

Death In Vegas — Scorpio Dance (2002)

Фото: Сергей Дружинин для 66.RU

Британские электронщики, хорошо известные на родине и почти нет — в России. Ребята делают любопытную экспериментальную музыку, смешивают жанры, которые, казалось бы, не сочетаются вовсе. А сам альбом примечателен тем, что заглавную композицию поет «приглашенная звезда» — Лиам Галлахер из группы Oasis.

Этот альбом выходил на CD в разных странах мира, включая Россию, при этом каждое издание имеет уникальные отличия. О них и расскажу подробнее.

Японская версия альбома включает два дополнительных трека, недоступных для слушателей других стран (на момент выхода, разумеется; сейчас в стриминге — возможно все). Российское издание содержит два варианта обложки: стандартную и специальную (см. фото) — это эксклюзив для нашего региона! Тогда как владелец европейского издания может загрузить диск в компьютер и получить мультимедийный «сюрприз» — несколько ремиксов и видеоклип.

Оригиналы дисков свободно торгуются на аукционах и стоят вполне вменяемых денег (за исключением разве что японского издания). А вот с платформами вышла засада: альбом есть в Tidal и на «Яндекс.Музыке», но почему-то его нет в Spotify.

Tosca — J.A. C. (2005)

Фото: стриминговый сервис Tidal

Еще менее известные в нашей стране электронщики, на этот раз — из Австрии. Один из моих любимых альбомов в жанре трип-хоп. Я часто использую эту фонограмму для тестирования аудиоаппаратуры, поскольку она очень насыщена по всему частотному диапазону.

Проблем с воспроизведением на платформах не будет.

Cohen — The Scandinavian Report (2009)

Фото: стриминговый сервис Tidal

Кавер-альбом на произведения канадского поэта-песенника Леонарда Коэна, записанный скандинавскими музыкантами. Отдельного внимания здесь заслуживают две композиции: «Waiting For The Miracle To Come» от шведки Sophie Zelmani и «Suzanne» — от норвежской певицы Christel Alsos. Абсолютно «крышесносное» прочтение Коэна. Если зацепит, очень рекомендую ознакомиться с дискографиями обеих певиц: лично я послушал от и до — и периодически возвращаюсь к некоторым альбомам.

Есть на всех платформах.

Небольшое отступление. Я долго думал, включать или нет в подборку русскоязычных исполнителей. С одной стороны, в моей фонотеке они представлены, с другой — многие действительно интересные фонограммы сложно отыскать в легальных копиях. Часть и вовсе никогда не издавались или издавались не полностью. Раздумывал — и все-таки решил включить, придав этой части обзора «уральский колорит».

Урфин Джюс — «15» (1982)

Фото: Сергей Дружинин для 66.RU

В то время, когда в Ленинграде Виктор Цой играл на двух аккордах свою «Электричку» (прошу прощения у фанатов «Кино»: ничего не имею против, сам таковым отчасти являюсь), в Свердловске создавался концептуальный арт-роковый альбом, который во многом опередил свое время и, как мне кажется, даже по прошествии почти 40 лет не имеет себе равных на постсоветском пространстве.

«Урфин Джюс» — это стихи Ильи Кормильцева (и его первая, как сказали бы сейчас, коллаборация с музыкантами; «Наутилус Помпилиус» будет чуть позже), музыка Александра Пантыкина (композитора с классическим образованием) и вокал Егора Белкина. Плюс исключительное владение инструментами: «Сан Саныч» — бас-гитара и клавиши, Егор — гитары и Владимир Назимов — барабаны. Историю создания и записи альбома достаточно подробно описал журналист и продюсер Александр Кушнир. Повторять уже опубликованные факты не вижу смысла. Но есть и у меня свой эксклюзив.

В 1994 году альбом был впервые издан на компакт-диске. Вариант оформления стал каноническим: игра «пятнашки», где фишка с числом «15» покрашена в розовый цвет. В моей коллекции есть экземпляр с серебряной фишкой (см. фото). Этот артефакт презентовал мой хороший знакомый, который, в свою очередь, получил его непосредственно от издателя. Вместе с историей: оказывается, в 94-м типография что-то напутала и целую партию буклетов напечатали в «серебре», а затем перепечатали уже со всем известной розовой «пятнашкой». «Испорченный» тираж был уничтожен, лишь несколько экземпляров издатель оставил себе на память.

Фото: Сергей Дружинин для 66.RU

Но любопытно и другое: эта розовая «пятнашка» тоже не является аутентичной. В оригинале изображение было черно-белым — об этом автор обложки альбома Александр Коротич написал в своей статье. А впервые альбом «15» я услышал с магнитофонной катушки, у которой вообще не было никакой обложки…

Увы, но и здесь я потерпел фиаско: в стриминге доступен только сборник «Урфин Джюса» из серии «Легенды русского рока». Но почти все треки альбома загружены на YouTube (ссылку не даю, поскольку вряд ли они оказались там легально; про торренты я тоже вам ничего не говорил). А вот сам компакт-диск еще можно встретить на аукционах — от 1,5 до 7 тыс. рублей за диск.

Смысловые Галлюцинации — «Акустическая юность» (1997)

Фото: Сергей Дружинин для 66.RU

Всероссийская слава к «Глюкам» пришла, кажется, после выхода фильма «Брат 2» и песни, прозвучавшей в нем, — «Вечно молодой». Трек вошел в альбом «3000», который увидел свет в 2000 году. Альбом принято считать «первым», хотя это далеко не так. Если обратиться к базе данных Discogs, то окажется, что «3000» — это четвертая (!) студийная работа группы. А если учитывать еще магнитофонные альбомы, записанные в домашних условиях, так и вообще восьмая или девятая.

Но подробнее хочется остановиться на фонограмме под названием «Акустическая юность». Судя по аннотации на вкладыше, запись сделана в 1997 году (но в продаже раньше 1999-го я этот альбом не видел). Кроме того, альбом вышел только на компакт-кассете, небольшим тиражом и, скажу откровенно, с достаточно посредственным качеством записи. Мне доводилось слышать несколько экземпляров — и все (включая мой) играют отвратительно. Что никак, кстати, не коррелирует с его ценой на аукционах: от 4,5 тыс. рублей за кассету. И с содержанием: узнаваемые стиль и саунд, реализованные в альбомах «3000» и последующем «Лед 9», отчетливо прослеживается уже на этой ранней работе.

Оттого и хотелось бы услышать «Акустическую юность» в достойном качестве, не ниже CD. Можете считать это официальным обращением к Сергею Бобунцу!

В интернете запись представлена пиратскими оцифровками.

Благодарю всех, кто дочитал этот материал до конца. Если найдутся те, кто нашел его полезным, — я буду рад. Те же, кто ценности в нем не увидел, как говорит мой хороший знакомый, «пусть считают это проявлением моей личной наглости, невежества и мракобесия». Если у вас возникли вопросы или желание пообщаться на околомузыкальные темы, пишите мне в фейсбук, постараюсь ответить.