У Леонида Парфенова есть три фильма, которые так или иначе связанны с Уралом. Их нужно посмотреть всем, а особенно нам — живущим здесь людям. Первый из них — это «Хребет России». Прекрасный фильм. Конечно, он отчасти про легенды, а не про факты. Но он как раз может показать, за что стоит любить наш родной край.
У нас здесь удивительный мир, где встречаются Европа и Азия, славяне, финно-угры и тюрки, православные, мусульмане и язычники — особая цивилизация, самобытный регион, не похожий ни на один другой.
В первой серии фильма зрителям показывают несколько потрясающих мест — старинное селение Орeл-городок на Каме, остров Чусовского городка, недра Кунгурской пещеры, Ермаково городище, легендарную скалу Ермак и речку Серебряную. Здесь рассказывают о том, как Ермак покорил Cибирское ханство, Русь превратилась в Россию, а Урал стал ее хребтом.
Это фильм, где, в частности, рассказывается про Сергея Прокудина-Горского, который проехал всю Российскую империю и сфотографировал ее. Он одним из первых сделал цветные фотографии. У нас сегодня есть изображение дореволюционной Российской империи во многом благодаря ему.
Рассказывают о жизни Прокудина-Горского его внуки — Дмитрий и Иван Свечины. Старший из них — Дмитрий, — как и все предыдущее поколение их семейного клана (его мать, отец и два дяди), поступил в семейную фотостудию. Потом он перешел на смежную специальность и стал оператором ведущей французской киностудии Pathé.
Последний в этой подборке фильм Леонида Парфенова — «Зворыкин-Муромец». Владимир Зворыкин был русским инженером и изобретателем. Он стал одним из пионеров телевидения и развивал телекоммуникационные технологии.
После революции Зворыкин уехал в США, где вместе с русским эмигрантом Давидом Сарновым и устроился руководителем лаборатории электроники на RCA (Radio Corporation of America). Кроме того, после переезда он часто был в Европе и СССР, и его консультации сыграли большую роль в создании систем телевещания в Европе. А в результате реализации заключенного с RCA договора СССР ввел в действие в 1938 году первую передающую станцию электронного ТВ в Москве и освоил производство телевизоров «ТК-1» с кинескопом Зворыкина.
Как это связано с Уралом? Мало кто знает, но Зворыкин сидел в Свердловске в тюрьме. Она находилась в здании, которое сейчас называется «американской гостиницей». Дело в том, что еще в студенческие годы будущий изобретатель активно отстаивал свою общественную позицию и, раздавая листовки, призывал к демократическим реформам.
Короткий фильм — продолжительность буквально 30 минут — рассказывает в культурно-историческом контексте о Свердловской области. Название расшифровывается довольно просто — 66-й регион из 85.
Эту картину снимали семь лет. В ней рассказывается про значение екатеринбургского аэропорта, про Урал как первый промышленный кластер в мире и о других вещах, которые позволяют показать вклад региона в мировую историю.
Фильм «Малахитовая дипломатия. Начало» впервые показывает историю уральского малахита, его становления как бренда России и традиционного дипломатического подарка, который сегодня можно видеть в собраниях европейских королевских домов и американских миллионеров.
Кино построено так, что зритель отправляется в путешествие по следам уральского малахита в Государственный Эрмитаж, Исаакиевский собор и другие знаковые места Санкт-Петербурга и оказывается в итоге в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле.
Если предыдущие два фильма были о местах и знаковых брендах Урала, то документальный фильм «160» целиком и полностью посвящен людям. Название фильма отсылает к данным Всероссийской переписи населения 2010 года, согласно которой в Свердловской области проживает более 160 национальностей.
Фильм построен на личных историях разных людей. Они рассказывают о том, как их народ оказался на Урале, с какими стереотипами о своей национальности приходится сталкиваться (русские — склочные, евреи — прижимистые, армяне — хитрые и т. д.), а также о кухне, необычных традициях и даже национальных анекдотах. На премьерном показе люди и смеялись, и плакали — для многих он оказался чем-то очень родным и близким. Думаю, и сейчас он не оставит никого равнодушным.
Среди эпизодов фильма — съемки представителей разных народов в национальных костюмах, масштабные съемки с воздуха национальных праздников (Сабантуй, марийский Ага-Пайрем, моление марийцев в Священной роще, армянский Вардавар, русская Масленица), а также потрясающе живописные виды уральской природы.