Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Авиабилеты на внутренние рейсы подешевели на 30%. Почему и что будет с ценами дальше?

23 августа 2021, 13:07
Авиабилеты на внутренние рейсы подешевели на 30%. Почему и что будет с ценами дальше?
Фото: Антон Буценко, 66.RU
Улететь в другой город страны эконом-классом в сентябре–декабре в среднем стоит 7,5 тысяч рублей, что на 12,8% меньше этого же периода 2019 года. Причина в том, что авиакомпании выставили на внутренний рынок рекордное количество предложений и провозную емкость — 23,7 млн кресел (на 36% больше, чем годом ранее). Сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов считает, что вынужденное снижение перевозчиками стоимости авиабилетов обернется для них новыми убытками. Продолжающийся рост предложения приведет к тому, что цена может не покрыть даже операционные издержки. В такой ситуации, по его мнению, не исключены банкротства.

По сравнению с прошлым годом перелеты по России подешевели на 30%. Так, в 2020 году средняя стоимость билетов на сентябрь–декабрь составляла 17,4 тысяч рублей, в эти же месяцы 2021 года — 12 тысяч рублей. По данным Kupibilet.ru, в среднем цена билетов по России в одну сторону с вылетом осенью и в конце зимы упала на 13–17% к 2019 году.

Представитель сервиса Aviasales уверяет, что улететь в другой город России эконом-классом в сентябре–декабре выйдет в 7,5 тысяч рублей (на 12,8% меньше этого же периода 2019 года).

«Мы фиксируем снижение стоимости авиабилетов на внутренние рейсы с вылетом в период с сентября по декабрь 2021 года по сравнению с аналогичными периодами двумя годами ранее. Средняя цена билета на внутренние рейсы, по данным бронирований, составляет 5,5 тысяч рублей в одну сторону на человека, что на 16,7% ниже, чем в 2019-м, и на 5%, чем в 2020-м», — рассказала «Известиям» руководитель пресс-службы сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Елена Шелехова.

Как пояснил источник издания в крупном перевозчике, главная причина сложившейся ситуации — в сентябре–октябре авиакомпании выставили на внутренний рынок рекордное количество предложений и провозную емкость — 23,7 млн кресел (на 36% больше, чем годом ранее, и на 6% выше 2019-го).

Пресс-секретарь S7 Group Ирина Дунькова добавила, что такое решение руководители авиакомпаний приняли из-за коронавирусных ограничений, а именно — отсутствие широких возможностей для международных рейсов.

Еще одна причина снижения тарифа — рост на рынке «дочки» «Аэрофлота» — авиакомпании «Победа». Ее доля в России по итогам первого полугодия 2021-го превысила 16%, в 2020 году она составляла 13%. В исследовании «Туту.ру» сказано, что в январе–июне «Победа» продавала авиабилеты по России до 20% дешевле конкурентов.

Из-за дешевых билетов авиакомпании сталкиваются с проблемой — значительно растут их расходы. В S7 Group считают, что это ставит перевозчиков в более тяжелое положение, чем в первую постковидную зиму. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, стоимость топлива сейчас на рекордном уровне — 51,4 тысячи рублей за тонну. Опрошенные изданием специалисты предполагают, что в итоге это может привести к коррекции числа рейсов на внутренних маршрутах.

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов также уверен, что вынужденное снижение перевозчиками стоимости авиабилетов обернется для них новыми убытками. «Ситуация критическая уже полтора года. Даже с учетом мер господдержки есть определенный предел, после которого начинаются банкротства. Продолжающийся рост предложения приведет к тому, что цена может не покрыть даже операционные издержки», — сказал он.

Также Борисов добавил, что сейчас на российском авиарынке высокая конкуренция, и в условиях будущего восстановления перевозок возможное банкротство одного из крупных игроков отразится на росте стоимости билетов.